Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Потребрынок

iStockPhoto

Их не жуют, не нюхают и не сосут

Таможенный союз может легализовать электронные сигареты и сделать ряд других послаблений табачной индустрии

Рустем Фаляхов

Техрегламент на табачную продукцию создает препятствия для ведения бизнеса, решили чиновники Таможенного союза. Его надо переписать — запретить, например, изготовление затухающих сигарет, поскольку это приводит к росту издержек. А электронные сигареты, наоборот, легализовать. Табачная индустрия пытается смягчить антиникотиновое законодательство в своих интересах, отмечают эксперты.

В четверг в Москве прошло заседание консультативного комитета при коллегии Евразийской экономической комиссии — руководящего органа Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Члены комитета и эксперты обсудили проект «Технического регламента на табачную продукцию», который проходит процедуру государственного согласования стран — членов ТС.

По мнению большинства членов комитета, техрегламент на табак нуждается в кардинальной переработке, поскольку содержит избыточные требования и административные барьеры для субъектов предпринимательской деятельности. Правда, в протоколе заседания (имеется в распоряжении «Газеты. Ru») наличие барьеров для бизнеса обозначено как «возможное наличие». Мягкая формулировка — дань статусу комиссии, которая призвана консультировать правительства стран — членов Таможенного союза.

Но после корректной формулировки члены комиссии напрямую перечислили пункты технического регламента, которые негативно влияют на бизнес табачной индустрии.

Например, перечень видов табачных изделий, приведенных в техрегламенте, ограничен, считают члены ЕЭК. В перечне упомянуты только традиционные курительные и некурительные табачные изделия, и его необходимо расширить за счет «иных табачных изделий».

Под «иными» члены ЕЭК предлагают понимать «табачные изделия, употребляемые способами, отличными от курения». При этом они ссылаются на документы (от 2004 года) Всемирной организации здравоохранения, в которых допускается существование иных табачных изделий. По крайней мере, на этом настаивал представитель ассоциации «Табакпром» Сергей Филиппов, показавший презентацию поправок в техрегламент.

«Под иными табачными изделиями табачное лобби предлагает узаконить изделия, которые не курят, не жуют, не нюхают и даже не сосут. Подразумевается, что они будут употребляться путем вдыхания аэрозолей или паров, выделяемых табачным изделием без его тления или горения»,

— пояснил «Газете.Ru» Виктор Зыков, юрист Антитабачной коалиции общественных организаций.

Что это за иные продукты, представители табачной индустрии не указали. «Но нет никаких сомнений, что подразумеваются электронные сигареты, которые сейчас запрещены статьей 16 принятого в России антитабачного закона. Эта статья предусматривает запрет на использование и продажу изделий, имитирующих сигареты», — говорит Зыков.

Справка:

Е-табак

По данным Международной конфедерации обществ потребителей, табачная индустрия инвестирует в производство электронных сигарет. В декабре 2012 British American Tobacco приобрела британскую компанию CN Creative, которая занимается разработкой и продажей электронных сигарет.

Если с подачи ЕЭК страны Таможенного союза примут соответствующую поправку в техрегламент на никотиносодержащую продукцию, то электронные сигареты будут легализованы. Электронные сигареты производятся сейчас в основном в Китае и в таможенных декларациях фигурируют как, например, товары медицинского назначения или потребительские товары.

«Табакпром» предпочитает узаконить электронные сигареты в качестве табачного изделия даже со всеми ограничениями, которые накладывает закон. Это выгоднее, чем совсем потерять этот товар в легальной торговле в соответствии с требованием антитабачного закона, отмечает Зыков.

Кроме того, ЕЭК предлагает не вводить норму антитабачного закона, предлагающую стопроцентный переход на изготовление сигарет из бумаги с «пониженной воспламеняющей способностью». Иными словами, предлагается не обязывать табачные компании изготавливать самозатухающие сигареты.

ЕЭК выступает за то, чтобы табачная индустрия делала это на добровольной основе. Но добровольцев, видимо, не будет. По подсчетам «Табакпрома», переход на изготовление самозатухающих сигарет потребует дополнительных инвестиций в 1 млрд евро, учитывая, что в 2012 году общий объем производства табачной продукции в России составил 410,2 млрд штук.

Между тем, по данным МЧС, 90% смертей от неосторожного обращения с огнем происходит в жилых помещениях, и непотушенная сигарета провоцирует большую часть таких пожаров.

«Законы, устанавливающее производство и продажу самозатухающих (пожаробезопасных) сигарет, уже действуют в США, Канаде, Евросоюзе и Австралии, где применяются международные стандарты пожаробезопасности сигарет ISO 16156:2010 и ASTM E2187. В результате повсеместного введения таких сигарет в ряде штатов США, например, удалось существенно сократить смертность по причине пожаров от неосторожного курения», — говорит участник организованного ЕЭК совещания Дарья Халтурина, эксперт Общественной палаты РФ.

Ограничивать потребителя сигарет в получении информации о товаре — еще одно препятствие для бизнеса, отметили на заседании комиссии ЕЭК. А «Табакпром» предложил исключить из техрегламента требование России и Белоруссии о том, что дополнительная информация о товаре (на пачке сигарет или на листе-вкладыше) может быть нанесена только на основании согласованных решений стран — членов Таможенного союза.

По мнению «Табакпрома», недопустимо нарушать права производителя информировать потребителя (курильщика) о деталях, позволяющих отличить особенности одной марки сигарет от другой: «ручной скрутки», «выпускается с 19… года», «изготовлено с использованием ориентальных табаков»…

В Минсельхозе РФ (этому ведомству правительство поручило контролировать подготовку техрегламента на табак) «Газете.Ru» пояснили, что поправки в техрегламент являются консолидированной позицией заинтересованных федеральных органов исполнительной власти — Минздрава России, Минэкономразвития, Минпромторга, Роспотребнадзора и самого Минсельхоза.

Предложения о введении термина «иные табачные изделия», нанесения информации о содержании никотина, смолы и монооксида углерода на потребительскую тару табачной продукции не входят в состав предложений российской стороны по проекту техрегламента, пояснили в Минсельхозе.

«Сигареты с пониженной воспламеняющей способностью могут производиться и реализовываться на территории Таможенного союза, в то же время полный переход на такие сигареты на сегодняшний день невозможен ввиду отсутствия в странах Таможенного союза производства бумаги для таких сигарет, в противном случае табачная отрасль должна будет практически полностью перейти на импортное сырье», — считают в Минсельхозе.

По оценкам Министерства здравоохранения, в России курит 41% населения. Вклад табакокурения в смертность сегодня составляет около 20%.

По данным Центра по отказу от табака НИИ пульмонологии, безвредность электронных сигарет — это миф. Картриджи электронных сигарет содержат никотин. Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов США (FDA) еще в 2009 году выступило против употребления электронных сигарет.

«Нет подтвержденных научных доказательств того, что электронные сигареты являются безопасными. Они часто содержат привлекательные для молодежи вкусовые добавки, имитирующие вкус конфет, фруктов, сливок, колы... Наконец, для их продажи в отличие от традиционных табачных изделий не требуется проверка возраста.

ВОЗ считает, что до тех пор, пока производители электронных сигарет, а большая их часть изготавливается в Китае, не проведут необходимые научные исследования, электронные сигареты не будут признаваться «легитимным методом терапии для курильщиков, пытающихся бросить курить», — говорил в интервью «Газете. Ru» директор программы Всемирной организации здравоохранения по борьбе с табаком Дуглас Бетчер.

Табачные компании, представленные в России, традиционно заявляют, что не комментируют процесс принятия российских законов и готовы работать с любым действующим законодательством.