Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Две женщины на одну инфляцию

Инфляция в России выходит за пределы целевых 6%

Инфляция в России ускоряется, и теперь даже чиновники признают, что по итогам года она превысит 6%. Причины роста цен — плохая погода, плохие отношения с соседями, ослабление рубля, считают эксперты. В 2014 году за счет ограничения тарифов естественных монополий инфляция снизится, но это будет короткая передышка: для долгосрочного обуздания инфляции требуются коренные экономические реформы.

Инфляция в России за неделю с 19 по 25 ноября составила 0,1%. Об этом 27 ноября сообщил Росстат. Такой рост индекса потребительских цен (ИПЦ) сохраняется пятую неделю подряд.

Эта стабильность привела к тому, что инфляция по итогам года начала расти. На 25 ноября индикатор в годовом исчислении остановился на отметке 6,4% по сравнению с 6,3%, зафиксированными неделей ранее. На конец сентября инфляция в годовом исчислении составляла 6,1%.

Непредвиденный инфляционный всплеск наблюдался начиная с октября, когда в отдельные недели ИПЦ показывал прирост и в 0,2%. Это ставит под угрозу обещания правительства удержать показатель в пределах 6% по итогам года. Целевой диапазон инфляции ЦБ в настоящий момент составляет 5–6%. В конце сентября премьер Дмитрий Медведев выразил надежду, что инфляцию все же удастся удержать в районе 6%.

Чиновникам приходится примириться с неизбежным: министр финансов Антон Силуанов две недели назад уже заявлял, что инфляция по итогам года может составить 6,2%. А Министерство экономического развития ожидает, что инфляция в ноябре составит 0,4–0,5%, за период с начала года — 5,7–5,8%, за годовой период — 6,3–6,4%. За рассматриваемую неделю цены на сливочное масло, сыры и яйца выросли на 0,7–0,8%, на сметану, творог и молоко — на 0,4–0,5%. На 1,1% подорожал картофель, на 0,4% — капуста, на 0,3% — лук.

«Уже с конца лета было понятно, что правительственные прогнозы по инфляции невыполнимы, — отметил аналитик Альфа-банка по макроэкономике Дмитрий Долгин. — Это немонетарная инфляция, она связана с инфляцией издержек и была вызвана рядом факторов». Во-первых, это тяжелые погодные условия летом и осенью, что подстегнуло цены на продовольствие. Это вызвало снижение урожая, поясняет заместитель директора института «Центр развития» Высшей школы экономики Валерий Миронов.

Во-вторых, это фактор внешнеторговой политики: в разные периоды вводились торговые ограничения на ряд товаров из Белоруссии, Прибалтики, с Украиной были непростые отношения, перечисляет Долгин.

Помимо этого сказался рост цен на ЖКХ и бензин из-за увеличения акцизов и ремонта многих НПЗ, добавляет директор московского филиала Энерготрансбанка Павел Сакадынский.

А сейчас, видимо, появилась и новая причина роста цен. Всплеск продовольственной инфляции до последнего времени еще гасился за счет непродовольственных товаров, но сейчас с неким временным лагом

должен начать действовать фактор ослабления рубля в этом году и, соответственно, удорожания импорта,

предполагает Миронов. До последнего момента распродавались старые запасы, а теперь потребители вынуждены приобретать импорт, закупленный по новым ценам, поясняет он. И этот валютный фактор продолжит действовать: «прощенный» Иран увеличит поставки нефти, что вызовет падение цен на нее, и отмена «количественного смягчения» в США вызовет дальнейшее ослабление рубля относительно доллара, предупреждает Сакадынский.

Миронов прогнозирует, что по итогам года инфляция составит 6,2–6,3%. «Мы не исключаем, что по итогам года инфляция может ускориться до 6,5%, в любом случае правительственный прогноз невыполним, — предполагает Долгин. — Конечно, это вызывает нервозность, особенно в связи с тем, что это происходит на фоне замедляющегося экономического роста».

В 2014 году инфляция замедлится, надеются эксперты «Газеты.Ru», и это будет вызвано ограничением на тарифы естественных монополий. Это позволит выйти на показатель 5,2–5,3% по итогам 2014 года (при нейтральной монетарной политике Центробанка), надеется Миронов. Но этот эффект будет не очень значительным, если в середине года инфляция снизится до 5%, то

по итогам 2014 года темп прироста ИПЦ достигнет 5,5% и в будущем — дальнейшее ускорение инфляции, потому что решение заморозить тарифы, очевидно, краткосрочное, считает Долгин.

Центробанк оказывается в непростой ситуации, отмечают аналитики. С одной стороны, от него ожидают стимулирующую монетарную политику, поддерживающую экономический рост, с другой — ему нужно обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, что требует прямо противоположных мер. «Это говорит о том, что следующий год будет для ЦБ испытанием на прочность», — считает Долгин.

Миронов надеется, что Центробанк проявит принципиальность и займется инфляцией даже в ущерб экономическому росту.

В будущем это повысит доверие к Центробанку и обеспечит выход из стагнации, будет способствовать инвестициям реального сектора, считает он. Сейчас же, хотя инфляция в 2014 году и замедлится, инфляционные ожидания в экономике остаются, и это не улучшит настроение в реальном секторе и не повысит готовность инвестировать, отмечает Долгин.

Одним из специалистов по «таргетированию» инфляции, знающим, как это делается в мире, является Ксения Юдаева, один из новых заместителей главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, замечает Миронов. «Я думаю, что она будет рекомендовать руководителю проводить именно такую политику», — заявил эксперт. Согласно коэффициенту Оукена, 1 п.п. снижения темпов инфляции в краткосрочном плане «съедает» около 3 п.п. экономического роста, соответственно, исходя из текущих данных,

«если эти две очаровательные дамы проявят решительность», у ЦБ получится, избежав рецессии, снизить темп роста цен на 0,3–0,4 п.п., рассчитывает Миронов. И тогда инфляция в 2014 году составит всего 4,8%.

Но для того чтобы добиться устойчивого снижения темпов роста цен, необходимо менять всю экономическую политику и реформировать экономику, подчеркивают эксперты. «Поскольку инфляция в России носит в основном немонетарный характер, инструментарий ЦБ для борьбы с ней достаточно ограничен, — предупреждает Долгин. —

Для того чтобы инфляция структурно и долгосрочно замедлялась, нужно менять структуру российской экономики, делать ее более конкурентной, менее монополизированной, и это вопрос долгосрочных реформ, а не каких-то точечных мер. Нужна новая экономическая программа».