Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Розница под сносом

Борьба в столице с мелкорозничной торговлей привела к сокращению ассортимента товаров для потребителей и росту безработицы

В ноябре борьба с мелкорозничной торговлей в Москве, начавшаяся в конце прошлого года, достигла пика. По словам экспертов, в 2014 году у многих владельцев ларьков заканчивается аренда, и власти, не дожидаясь окончания срока, начали их выселять. Если три года назад было более 20 тыс. легальных объектов мелкой розницы, то сейчас осталось в лучшем случае половина.

Борьба с ларьками в Москве достигла пика. Московское отделение «Опоры России» сейчас пытается договориться о встрече по этому поводу с департаментом торговли мэрии Москвы, рассказали «Газете.Ru» в организации. «Самое ужасное для бизнеса — неопределенность. Если бы нам четко сказали, что в сентябре следующего года не останется ни одного нестационарного объекта торговли, мы бы искали, куда перевести эти объекты: в Подмосковье или другие города. Однако сейчас ничего не понятно, и мне как гендиректору нечего ответить на вопросы наших франчайзинговых партнеров», — рассказывает председатель комитета по франчайзингу московского отделения «Опоры России» и генеральный директор сети быстрого питания «Стардогс» Сергей Рак.

Борьба с мелкорозничной торговлей в Москве началась в конце прошлого года.

Как вспоминает президент Российской коалиции киоскеров и владельцев малых торговых форматов Владлен Максимов, столичные власти начали ее с расчистки мест около транспортных узлов, вокруг которых, как было заявлено, не должно остаться никаких торговых точек. И хотя владельцы малого бизнеса ранее выиграли аукционы, позволяющие арендовать место в течение трех лет, город заставлял их закрывать предприятия мелкорозничной торговли раньше срока. Как объясняли столичные власти, ликвидировалась также ларьки, которые торговали не тем, о чем первоначально заявляли городу. Это происходило, когда ларьки, например, продавали пиво, сигареты, шаурму и так далее.

Однако пострадали также и добросовестные предприниматели. «Мы не торгуем ни пивом, ни сигаретами, ни шаурмой. Наша компания владеет торговой маркой и по франчайзингу развивает ее. При этом мы проводим обучение и контролируем товар. Нашими услугами в сфере быстрого питания пользуются, по опросам, около 30% жителей Москвы и Подмосковья, те, кто живет в ритме этого непростого города и у кого нет времени потратить 1,5 часа, чтобы полноценно поесть», — говорит Сергей Рак.

В прошлом году был огромный вал предпринимателей от бизнесменов, чей бизнес ликвидировали, вспоминает президент Межрегионального общественного фонда «Деловая перспектива» Дина Крылова.

Выселение мелкой розницы эксперт связывает со стремлением все потоки потребителей перенаправить в торговые комплексы. И это совсем не проявление заботы о потребителях, как это декларируется,

-— резюмирует Дина Крылова.

Сейчас безальтернативный снос киосков продолжается. С новой силой эта борьба вспыхнула в конце этого года — в октябре-ноябре. Власти работают сразу по нескольким направлениям. Особенно рьяно они взялись за очистку станций метрополитена от ларьков. «В метро сейчас идет своего рода передел собственности. При этом выселение арендаторов объясняют ремонтом. После же выселения начинают сдавать помещение новым арендаторам уже совсем за другие деньги», — говорит Владлен Максимов.

Кроме того, по словам экспертов, сейчас активно выселяют ларьки, которые мешают постройке новых торговых центров.

«В этих местах предприниматели получают предписание освободить их. Условия трехлетнего договора размещения, который заключали бизнесмены, гласят, что город имеет право потребовать покинуть место дислокации, но взамен обязан предоставить компенсационное место. С компенсационными местами все обстоит плохо — их мало и не всем удается их получить», — говорит Сергей Рак.

При этом многим предпринимателям даже не дают времени вывезти павильоны. Идет просто уничтожение торговых объектов вместе с имуществом: предпринимателей заставляют выехать, а если они этого не делают, то павильоны ломают и даже выставляют счет за демонтаж, — рассказывает Дина Крылова.

Получить в аренду новую площадь почти невозможно, подчеркивают они. «Мы предполагали, что получим еще объекты в аренду от города, но аукционы давно не проводятся», — отмечает Сергей Рак. Впрочем, и те, что проводились ранее, предполагали такую высокую цену за аренду, что предприниматели просто не могли себе позволить в них участвовать. Так, как признался один из арендаторов «Газете.Ru», ему предложили по новым условиям платить за аренду помещения 1 млн руб. «Город предлагал на аукционах павильоны за такие деньги, что никто не брал. Кто-то выиграл аукцион в центре, теперь пытается все это сдать, однако ничего не получается», — рассказывает Владлен Максимов.

При этом негативные последствия от такой кампании властей ощущают на себе и предприниматели, и город, и москвичи, считают эксперты. «Всего в Москве 300 торговых объектов «Стардогс». За 2012 год десять наших объектов площадью 9 кв. м, которые стоят на самых лучших местах, заплатили городу платежи за право размещения около 20 млн руб.», — говорит Сергей Рак.

Также снизился из-за ликвидации мелкой розницы ассортимент многих товаров.

«Сейчас потребители просто не знают, где что искать. Не все сегменты потребления закрываются крупными торговыми центрами», — отмечают эксперты.

Большинство аналитиков затрудняются оценить, как борьба с мелкорозничной торговлей сказалась на ценах для потребителей.

Впрочем, Сергей Рак считает, что последствия все же можно проследить. Он связывает ускоренный рост минимального набора продуктов питания в Москве по сравнению с другими городами именно с борьбой с мелкорозничной торговлей. Согласно службе государственной статистики, стоимость минимального набора продуктов питания на конец июня 2013 года в столице возросла на 16,6% и составила 3601,4 руб., в Санкт-Петербурге — на 9,9%, 3243,9 руб. В целом же по России рост продовольственной корзины в первом полугодии был на уровне 13,6%, до 2969,8 руб.

Страдают и предприниматели: в одночасье уничтожается бизнес, который кормил все их семьи. Когда предприниматель теряет мелкий бизнес, то ему ничего не остается, как идти и работать уже за другие деньги по найму, например, в должности продавца. Программ по перепрофилированию кадров для людей такого возраста и специальности в столице практически нет, говорят эксперты. В результате ими будут замещаться те рабочие места, на которых работали мигранты, полагает Дина Крылова.

«Надежной информации по сегменту, сколько занято в розничной торговле в России и в Москве, нет, такой статистики не ведется, однако это очень высокая доля, особенно много россиян занято на предприятиях мелкорозничной торговли в Москве», — констатирует Ростислав Капелюшников, заместитель директора Центра трудовых исследований Высшей школы экономики.

«В европейских странах также есть мелкорозничная торговля, но больше в формате ярмарок. Там исторически нет таких форматов торговли, как у нас, но в Европе в городах выделены под ярмарки для малого бизнеса специальные места, площади. Власти регламентируют дни, когда предприниматели могут эту торговлю осуществлять. Там порядки соблюдаются, а у нас в одночасье просто торговля ликвидируется», — резюмирует Дина Крылова.

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp