Слушать новости
Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Финансы

Граждане РФ задолжали за услуги связи 22,5 млрд рублей
Граждане РФ задолжали за услуги связи 22,5 млрд рублей
iStockPhoto

Долги ставят рекорды

Задолженность российских граждан за услуги связи увеличилась на 24%, до 22,5 млрд руб.

Наталия Еремина

Российские граждане по уши в долгах по кредитам и за услуги мобильных операторов. По итогам 11 месяцев 2013 года просроченная задолженность россиян только за услуги связи увеличилась на четверть. Быстрее всего копятся долги у жителей Северо-Кавказского федерального округа.

Объем проблемной задолженности физлиц по банковским кредитам по итогам 11 месяцев 2013 года составил около 448 млрд руб., увеличившись с начала года на 43,6%, подсчитала для «Газеты.Ru» Национальная служба взыскания (НСВ). Объем задолженности по займам микрофинансовых организаций (МФО) на 1 декабря этого года в НСВ оценили в 28 млрд руб. Ее рост с начала года составил 75%.

Если смотреть по регионам, то быстрее всего растут долги по банковским кредитам у жителей Северо-Кавказского (рост по итогам 11 месяцев на 78%), Дальневосточного (73%) и Южного федеральных округов (52%). Меньше всего недисциплинированных заемщиков в Центральном (35%) и Приволжском федеральных округах (43%). Впрочем, если смотреть в абсолютном выражении, то больше всего задолжали по банковским кредитам на 1 декабря граждане в Центральном федеральном округе — 144 млрд руб., на втором месте жители Приволжского федерального округа (76 млрд руб.), на третьем — Сибирского федерального округа (69 млрд руб.).

Растут долги россиян не только по займам. В частности, довольно велика просрочка платежей и за услуги ЖКХ и связи. Данных за 11 месяцев года по задолженности за ЖКУ нет, однако по итогам 5 месяцев 2013 года она составляла 145 млрд руб., увеличившись на 10%, или 13 млрд руб.

При этом объем просроченных платежей абонентов-физлиц за телекоммуникационные услуги достиг по итогам 11 месяцев рекордных 22,5 млрд руб. Рост составил 24%, или 4,3 млрд руб., по сравнению с прошлым годом.

Основная часть задолженности образовалась не за счет стоимости телефонных разговоров, а за счет услуг передачи данных через интернет. «С учетом того что подавляющую долю в средствах связи имеют смартфоны, постоянно подключенные к интернету, фактор роуминговой задолженности за интернет начинает играть очень серьезную роль. К сожалению, выезжающие за рубеж россияне часто это не учитывают и в итоге получают счета на десятки тысяч рублей. И, несмотря на то что в прессе неоднократно появлялись предостережения, число случаев образования роуминговой задолженности продолжает расти», — отмечает старший вице-президент Национальной службы взыскания Сергей Шпетер.

Если же рассматривать в целом долги россиян за услуги связи, то задолженность за фиксированную связь по итогам 11 месяцев составила 2,2 млрд руб., за мобильную связь — 19,1 млрд руб., за домашний интернет и IPTV — 1,2 млрд руб.

При этом за телекоммуникационные услуги больше всего должны жители Центрального (9,7 млрд руб.) и Приволжского (3,1 млрд руб.) федеральных округов. На третьем месте — Северо-Западный федеральный округ (2,6 млрд руб.). Сибирский федеральный округ с 2 млрд руб. долгов на четвертом месте.

Просроченная задолженность за услуги связи, как и просрочка выплат по банковским кредитам, с начала года быстрее всего росла в Северо-Кавказском федеральном округе.

За 11 месяцев этого года она увеличилась на 37%. В Центральном федеральном округе она возросла на 33%, в Приволжском — на 22%. Меньше всего возросла задолженность за связь в Сибирском и Южном федеральных округах — на 10%.

Эксперты говорят, что телекоммуникационные компании сами виноваты в росте долгов: как и банки, в погоне за клиентами они предлагают слишком привлекательные тарифы и услуги. «Главная цель телеком-операторов — получить клиента, каждого из них сейчас обслуживают три или четыре оператора», — говорит Александр Черствов, участник всероссийского объединения предпринимателей «Клуб Лидеров».

По словам эксперта, операторы предоставляют через уже проложенные и окупившие себя линии такие услуги, как телефонию и телевидение. Таким образом, идет прямое стимулирование домохозяйств к подключению большего количества услуг, за которые потом появляется задолженность.

«Однако критическим ее уровень назвать пока нельзя. У МФО все гораздо сложнее, но там прекрасно понимают, на какой риск идут, поскольку кредитуют тех людей, которым отказывают в банках, и хеджируют риски высокими процентами по кредитам. Нельзя сказать, что платежная дисциплина падает, поскольку долги по тем же телекоммуникациям составляют менее 5% выручки трех крупнейших компаний связи. А сегмент МФО — довольно специфический, и такой рост просрочки там заложен в саму модель бизнеса», — резюмирует эксперт. Уровень просрочки, накопившийся сегодня в МФО, не является из ряда вон выходящим, соглашается и Геннадий Фофанов, начальник департамента кредитования малого и среднего бизнеса Солид Банка.

МФО, в свою очередь, также считают, что граждане взяли все еще слишком мало займов. В среднем на каждого экономически активного россиянина сейчас приходится всего $1,3 тыс. потребительских кредитов. Это почти на 30% ниже, чем, к примеру, в Польше. При этом в Чехии на одного жителя приходится долг в $1,6 тыс., приводят данные в своем исследовании микрофинансовые организации Moneyman.ru и «МигКредит».