Новости

Концессии вместо благосостояния

Власти намерены привлечь малый и средний бизнес к реализации инфраструктурных проектов благодаря поправкам в закон о концессиях

Правительство одобрило проект поправок в закон «О концессионных соглашениях», которые должны привлечь частный бизнес к реализации инфраструктурных проектов. В правительстве рассчитывают привлечь к концессиям малый и средний бизнес. Однако власти хотят поддерживать в основном большие проекты, на которых работают, как правило, крупные подрядчики. Концессии планируется использовать, к примеру, при строительстве ЦКАД и ВСМ Москва — Казань.

Как стало известно «Газете.Ru», правительство на заседании в среду одобрило поправки, которые вносят существенные изменения в правила заключения концессионных соглашений. Вопрос «О развитии системы государственно-частного партнерства в рамках концессионных соглашений и внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» рассматривался на заседании в закрытом режиме.

О его итогах «Газете.Ru» рассказал федеральный чиновник, знакомый с решениями правительства. Текст поправок, предлагаемых Минэкономразвития, имеется в распоряжении «Газеты.Ru».

По концессионному соглашению концессионер — компания — обязуется за свой счет создать имущество, право собственности на которое будет принадлежать государству. Государство обязуется на срок, определенный соглашением, предоставлять права владения и пользования созданными объектами инфраструктуры.

В соответствии с принятыми решениями выбирать инвестора к концессионным соглашениям можно будет без конкурса, в случае если частная компания самостоятельно изъявит желание заключить соглашение. Предложение должно направляться либо федеральному правительству, либо региональному, либо муниципальным властям (в зависимости от того, в чьей собственности будет находиться объект соглашения).

В случае если на это претендует только один участник, концессионное соглашение с ним будет заключаться без конкурса. Это возможно, но тогда будет необходимо одобрение со стороны Федеральной антимонопольной службы.

Также предлагается наделить частного инвестора правом изменять условия концессионного соглашения, если в срок выполнить соглашение не удается по причине «обстоятельств непреодолимой силы» или же если из-за вступивших в силу решений суда или ФАС выполнить эти условия нельзя.

Основания, по которым могут быть изменены условия соглашения, определяются правительством. В случае если речь идет о региональном или муниципальном уровне, изменения должны согласовать с Федеральной антимонопольной службой.

Также предусмотрена возможность преимущественного права выкупа концессионером объектов концессионного соглашения по рыночной цене. Это должно стать одной из дополнительных мер по защите прав инвесторов, вместе с гарантиями окупаемости вложений, которые предоставит государство, сказал 5 января премьер-министр Дмитрий Медведев, открывая заседание правительства.

Предполагается, что кредитор проекта вправе согласовать с государством замену концессионера при условии, что это предусмотрено соглашением между концессионером, государством и кредитором, а существенно условия соглашения не меняются.

Законопроект о государственно-частном партнерстве был принят Госдумой в первом чтении весной 2013 года. С тех пор идет работа над поправками к нему.

«Нужно, чтобы профильные министерства, в данном случае Минэкономразвития и Минфин, ко второму чтению его доработали с учетом тех концептуальных положений, которые были выработаны правительством. Это нужно сделать, пора документ принимать, он уже давно находится там», — сказал Медведев на заседании правительства.

В целом предложения правительства позволят привлечь частные инвестиции в проекты государственно-частного партнерства, в том числе в развитие социальной инфраструктуры в ситуации, когда возможности для государственной поддержки проектов ограничены, говорится на сайте правительства.

Всего, по данным Минэкономразвития, в 2013 году было заключено 900 концессионных соглашений, в 2012 году их было 700. Но сейчас в основном концессионные соглашения заключаются для реализации крупных проектов. К примеру, концессионные соглашения планирует использовать «Автодор» при строительстве Центральной кольцевой автодороги. РЖД планирует построить три из четырех участков ВСМ Москва — Казань с привлечением инвесторов через концессионные соглашения.

Одобренные поправки позволят привлечь к концессиям представителей малого и среднего бизнеса. Именно за счет расширения прав частных инвесторов и предоставления гарантий со стороны государства, говорит «Газете.Ru» федеральный чиновник, знакомый с ходом обсуждения поправок.

«За принятие этих поправок выступал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Это позволит привлечь частные инвестиции в образование, здравоохранение, спортивные и культурные объекты. Это может стать мерой поддержки малого и среднего бизнеса, в то время как вопрос с предоставлением 100 млрд руб. на кредитование этой категории бизнеса из Фонда национального благосостояния не решен», — говорит собеседник «Газеты.Ru».

Вопрос о выделении 100 млрд руб. из ФНБ на предоставление кредитов МСБ по ставке 10% обсуждался в понедельник, 3 февраля на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. Вопрос обсуждается с октября, решения по-прежнему нет, поскольку сейчас банки не устраивает маржа в 3%, сказал в понедельник министр экономического развития Алексей Улюкаев. Сейчас государство приняло решение о создании ФНБ, который будет предоставлять гарантии бизнесу, а также контргарантии региональным гарантийным фондам.

Изначально планировалось выделение фонду из федерального бюджета 30 млрд руб. На этой неделе на совещаниях у Медведева и Шувалова обсуждалось увеличение уставного капитала фонда до 50 млрд руб. Не исключено, что в дальнейшем, если такая схема поддержки МСБ окажется успешной, уставный капитал может быть увеличен до 150 млрд руб., говорит один из участников обсуждения. Средства могут быть выделены из так называемого антикризисного фонда в 350 млрд руб. в бюджете РФ. Однако только федерального гарантийного фонда недостаточно, поскольку это не источник длинных денег для бизнеса, говорили ранее эксперты «Газете.Ru».

«Очевидно, что сейчас развитие инфраструктуры с опорой только на госсредства невозможно. И тот набор мер, которые предложены правительством, безусловно, позволит привлечь частных инвесторов к инфраструктурным проектам», — надеется генеральный директор Infoline Михаил Бурмистров.

Но проблема в том, что государственные средства могут быть все равно потрачены на сверхкрупные проекты с длительными сроками окупаемости, не исключает Бурмистров. А это автоматически отрежет малый и средний бизнес от участия в концессиях, полагает он.

«Сейчас большой риск заключается в том, что, вместо того чтобы дать рывок массовому привлечению средств в проекты меньшего размера, госсредства будут израсходованы в нескольких сверхкрупных проектах, эффективность которых близка к нулю. Все будет зависеть от того, как будут отбираться проекты», — говорит Бурмистров «Газете.Ru». На момент подготовки материала комментарий МЭР получить не удалось.