Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Рядом шагает новый Китай»

В среду завершился визит президента России Владимира Путина в Китай

Россия продвигается в Азию. В рамках официального визита в Китай Владимиру Путину удалось добиться серьезных результатов: между двумя странами было подписано более 40 контрактов. Сферы различны: это и нефтегазовый сектор, и промышленный, и авиа- и автомобилестроительный, и даже девелоперский.

В среду завершился официальный визит Владимира Путина в Китай, в рамках которого президент России также принял участие в международном форуме Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). В рамках визита между компаниями двух стран была подписана целая серия договоров о сотрудничестве, причем не только «Газпром» заключил с китайской стороной политически и экономически важное соглашение — были заключены контракты в области энергетики, промышленности, строительства и даже туризма.

Так, «Роснефть» договорилась с Китаем о сроке ввода в эксплуатацию нефтеперерабатывающего завода в Тяньцзине, для которого российская компания станет единственным поставщиком.

Российская нефтехимическая компания СИБУР и китайская нефтегазовая компания Sinopec подписали соглашение о создании СП по производству бутадиен-нитрильного каучука мощностью 50 тыс. тонн в год, причем доля Sinopec составит 74,9%, а доля СИБУРа – 25,1%. Данный полимер используется в нефтебуровой, авиационной, пищевой промышленности. Производство будут вести в Шанхае по российским технологиям. В ходе визита также было подписано кредитное соглашение между Внешэкономбанком и Экспортно-импортным банком Китая (Эксимбанком) о финансировании проекта разработки Эльгинского угольного месторождения на сумму в $500 млн.

Российский холдинг «Евроцемент групп» заключил ряд контрактов с китайскими компаниями, которые входят в группы компаний SINOMA, CNBM и SINOMACH, на общую сумму около $500 млн. В рамках программы планируется строительство заводов по производству цемента «сухим» способом в Ленинградской, Рязанской, Брянской, Архангельской, Ульяновской и Самарской областях. Общий планируемый объема производства — 17 млн тонн в год.

В Тульской области скоро появится завод китайской автомобилестроительной компании Great Wall Motors. Инвестиции в проект, который разместится на территории индустриального парка «Узловая», составят около $520 млн. Запуск завода запланирован на 2017 год, выход на полную мощность — на 2020-й. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и Коммерческая авиастроительная корпорация Китая (Comac) подписали меморандум о сотрудничестве и приступят к совместной разработке широкофюзеляжного пассажирского самолета.

Также в Китае были заключены соглашения, которые не касались сырьевой и промышленной сферы. Российско-китайский инвестфонд (РКИФ), созданный Российским фондом прямых инвестиций и China Investment Corporation, заключили сделки в сфере логистики, туризма и инфраструктуры по уходу за престарелыми на общую сумму в $1 млрд.

«Очень важно для нас и для страны, что все это несырьевые проекты», — сообщил «Газете.Ru» Кирилл Дмитриев, генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций, присутствовавший в составе российской делегации.

По его словам, созданный на межгосударственном уровне российско-китайский инвесткомитет позволит более эффективно обсуждать совместные инвестиции, а РКИФ будет играть важную роль в финансировании этих проектов. Фонд также вложит и привлечет от партнеров из Китая $400 млн на строительство первого железнодорожного моста между Россией и Китаем через реку Амур. Его строительство планируют начать в ближайшие месяцы, завершение проекта намечено на 2016 год. «Это первый мост между Россией и Китаем: сейчас вообще нет мостов между нашими странами — ни автомобильных, ни железнодорожных», — подчеркнул Дмитриев.

Соглашение о стратегическом сотрудничестве заключили также РЖД и «Китайские железные дороги» — компании будут развивать инфраструктуру, связывающую Россию и Китай, увеличивать пропускную и провозную мощности железных дорог, объемы международных перевозок.

По мнению экспертов, визит оказался весьма продуктивным для торгово-экономических отношений России и Китая.

«Подписанные контракты охватывают достаточно широкий круг отраслей: и транспорт, и нефтегазовый сектор, и авиационную промышленность, — рассказывает «Газете.Ru» главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик. — Это говорит о том, что был заключен не просто отраслевой пакет, но общеэкономический, который действительно может способствовать переориентации торговых потоков России в сторону Азии».

По подписанным контрактам были достигнуты определенные компромиссные решения и в целом они взаимовыгодны, полагает Михаил Карпов, доцент кафедры цивилизационного развития Востока отделения востоковедения НИУ ВШЭ. «Текущий структурный потенциал российско-китайского сотрудничества сейчас приближен к своему максимуму, который только возможно было достичь при существующих условиях», — отметил «Газете.Ru» эксперт.

По мнению Лисоволика, такого рода соглашения могут придать больший импульс для российского продвижения в Азию, в том числе в плане заключения сделок подобных масштабов и с другими игроками региона. «Итоги визита можно оценивать как качественную трансформацию внешнеторговой политики России», — считает эксперт.

При этом аналитики отмечают, что сотрудничество выгодно как Китаю, так и России.

«Инвестиционный фактор, который сейчас один из самых слабых для нашей экономики, может получить большую динамику ввиду явного усиления инвестиционного сотрудничества с Китаем, — утверждает Лисоволик. — Китай также получит серьезные выгоды в плане диверсификации поставок энергоносителей».

Китайские фирмы также могут получить конкурентное преимущество. Например, для Great Wall Motors в условиях усиливающейся конкуренции на китайском рынке строительство завода за рубежом станет возможностью получить новые разработки. Также строительство завода в России позволит снизить себестоимость производства, а также поможет создать бренду хороший имидж, сообщает китайский сайт Hexun.

Спрос на гражданские перевозки в Китае огромен, сообщает информационное агентство «Хуанхэ»: по прогнозам, в ближайшие 20 лет китайскому рынку гражданской авиации потребуется почти 5000 новых самолетов.

Впрочем, ключевой сделкой все равно остается газовый контракт. Напомним, что во второй день официального визита Путина в Китай удалось достичь подписания соглашения по поставкам природного газа между российским «Газпромом» и китайской CNPC. По контракту Россия будет осуществлять поставку в КНР 38 млрд кубометров газа в год в течение 30 лет, общая сумма сделки — $400 млрд. Соглашение, которое стороны пытались заключить на протяжении более чем 10 лет, было подписано в присутствии лидеров России и Китая Владимира Путина и Си Цзиньпина.

Новости и материалы
46-летняя Анна Семенович показала фигуру в купальнике с глубоким декольте
Пелоси призвала Нетаньяху уйти в отставку
Кожевникова пожаловалась на увлечение сыновей: «Что я в прошлых жизнях сделала не так?»
Президент Финляндии назвал «лучший способ» избежать войны
В России диверсантам будут назначать 35-летний тюремный срок
Экс-игрок «Боруссии» стал советником председателя правления «Зенита»
«Для Бабкиной это очень органично»: продюсер о кавере на Инстасамку
Зависимость ЕС от российских удобрений растет
Минфин потребовал приостановить права иностранного владельца Альфа-банка
«Талибан*» планирует создать спецподразделение по борьбе с ИГИЛ*
Экс-бойца ЧВК «Вагнер» приговорили за убийство и надругательство над телом пенсионерки
В РПЦ не стали комментировать отстранение иерея от служения после панихиды по Навальному
Умерла скандальная блогерша Лена Миро
Названо число пострадавших при возгорании цистерн под Симферополем
Инженеры из Ростова сделали боевого робота-крокодила
Новосельцев оценил шансы «Зенита» стать чемпионом России в 75%
Кейт Миддлтон получила уникальную награду от Карла III
Врачи поставили диагноз «влюбленный мозг» женщине, 100 раз в день звонившей бойфренду
Все новости