Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Шотландская народная экономика

Основой экономики независимой Шотландии станут виски и туризм

Основой экономики независимой Шотландии станут экспорт виски и туризм. У главы нового государства будет 18 месяцев, чтобы определить права на пользование нефтью и газом Северного моря, а до этого, вероятно, вырастут цены — в зависимости от выбора новой валюты. Привлечь внешнее финансирование также будет непросто — ведь многовековая безупречная кредитная история есть у Великобритании, а не у Шотландии.

Представьте себе страну площадью с Чехию, населением с Финляндию, объемы финансовой отрасли в ней превышают валовой региональный продукт в 10 раз, а основными статьями дохода является экспорт нефти, алкоголя и туризм. Именно с таких показателей стартует экономика Шотландии, если ее жители на референдуме 18 сентября проголосуют за независимость от Великобритании, сообщает Bloomberg.

Ситуацию могут изменить споры о том, как разделить активы и долги и обеспечить банковскую стабильность. Некоторые компании, в частности Royal Bank of Scotland (Королевский банк Шотландии) и Lloyds, уже объявили о запланированном переносе своих штаб-квартир в Лондон.

Экономисты, политики и крупные корпорации всерьез рассматривают перспективу разрыва 307-летнего союза. Существуют разногласия относительно того, как себя проявит экономика независимой Шотландии: одни прогнозы обещают сокращение бюджетных расходов и рост цен, другие же говорят, что запланированное сокращение налоговых ставок поможет привлечь новые отрасли производства.

«В краткосрочной перспективе уровень жизни упадет по причине огромного экономического ущерба от неопределенности, — считает Роб Вуд, экономист из лондонского Berenberg Bank и бывший сотрудник Банка Англии. — Если рассматривать долгосрочную перспективу, то в мире есть немало богатых процветающих стран, сопоставимых по размерам с Шотландией, все зависит от способностей должностных лиц».

ВВП Шотландии оценивается в 130 млрд фунтов стерлингов ($211 млрд), а с учетом географической доли деятельности в Северном море — 150 млрд фунтов. Это сравнимо с ВВП Катара или, например, Греции.

Ключевой проблемой, которую предстоит решать первому министру Алексу Салмонду, станет финансирование государства. Независимой Шотландии придется самостоятельно решать вопрос с привлечением кредитов, и у нее не будет преимущества, которым сейчас пользуется Великобритания: в течение многих веков страна ни разу не объявляла дефолт по долговым обязательствам.

Пока официальные лица спорят о правах на нефть и газ Северного моря, единственной статьей доходов, на которую Шотландия может уверено рассчитывать, остается виски, ежегодный объем экспорта которого составляет около 4,3 млрд фунтов. Кроме того, есть и туризм: в прошлом году он принес в казну региона более 4,6 млрд фунтов.

В первом квартале нынешнего года экономика Шотландии выросла на 1%. Основным двигателем роста стала сфера услуг, особенно в области бизнеса и финансов. Главные статьи расходов — образование, здравоохранение и местное самоуправление.

Окончательная структура экономики независимой страны будет зависеть от результатов запланированных Салмондом 18-месячных переговоров об организации разделения, и ключевым моментом станет именно объем будущих доходов от добычи энергоресурсов и полезных ископаемых в Северном море. По данным Института фискальных исследований (Institute for Fiscal Studies), они обеспечивают почти 19% от общего объема шотландских доходов, против 2% для Великобритании в целом. За последние четыре года добыча нефти в этом регионе упала на 40%, и прибыль весьма непостоянна — только в нынешнем году цены менялись в диапазоне 17%. Это поднимает вопрос о стабильности основного источника дохода шотландского правительства.

«Независимая Шотландия может получить больше политических прав, — говорит Виктория Кларк из лондонской компании Investec Securities. — Но вы должны взвесить, достаточно ли этой выгоды для покрытия потерь в период неопределенности и расходов на то, чтобы быть маленькой страной, или же стоит выбрать менее прямой путь в политике».

Эти политические свободы включают в себя возможность устанавливать собственные ставки корпоративных налогов, чтобы привлечь в регион компании и, вместе с ними, инвестиции. Салмонд заявил, что будет укреплять экономику, предоставляя компаниям «конкурентное преимущество в налогообложении».

На протяжении всей подготовки к проведению референдума наибольшие споры вызывал вопрос о валюте. По мнению Салмонда, Шотландия может продолжать использовать фунт, в то время как лидеры трех ведущих политических партий в Вестминстере считают, что этого быть не должно.

Окончательный вариант повлияет на цены, которые шотландцы увидят в магазинах. Если они выберут новую валюту, которая будет проигрывать по отношению к фунту, это повысит стоимость импортируемых товаров. Создание новой границы и набора экономических операций также окажется бременем на бизнесе, считает президент вашингтонского Института международной экономики Питерсона Адам Поузен, ранее работавший в Банке Англии.

Некоторые ритейлеры уже объявили о возможном повышении цен: среди них John Lewis Partnership, владелец сети продуктовых магазинов Waitrose, и компания по продаже одежды Next. Кроме них об увеличении счетов своих клиентов предупредил и мобильный оператор O2.

Напротив, Эндрю Харрисон, глава корпорации Whitbread, владеющей сетью отелей Premier Inn, заявил, что не ждет никакого влияния на бизнес компании вне зависимости от результатов референдума.

Очень важно, будет ли экономика нового государства привязана к фунту. «Разумеется, плавающий курс намного удобнее, он дает больше свободы в денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике», — говорит экономист Societe General Брайан Хиллард.

Согласно оптимистичному сценарию Института фискальных исследований, независимая Шотландия столкнется с бюджетным дефицитом в 1,9%. Для решения этой проблемы потребуется увеличение на 8 п.п. базовой ставки налога или на 7 п.п. — стандартной ставки налога с продаж. Чтобы избежать повышения налогов, правительство может сократить расходы на 6% или же сократить на 8% расходы на ЖКХ.

Шотландия может использовать прибыль от добычи нефти и газа в Северном море, чтобы сглаживать колебания в доходах и в краткосрочном периоде обеспечить финансовую подушку для государственного сектора, говорят сторонники независимости, которые ссылаются на лауреата Нобелевской премии по экономике Джозефа Стиглица. В более долгосрочной перспективе новая нация сможет обладать фондом благосостояния, похожим на тот, который имеется в Норвегии. «У независимости может быть своя цена, но это пока убедительно не доказано», — пишет Стиглиц в своей колонке, напечатанной в шотландской газете Sunday Herald, которая поддерживает кампанию за независимость.

По словам Поузена, небольшая экономика будет больше подвержена негативному влиянию извне. «Есть маленькие страны, которые хорошо с этим справляются, — говорит он. — Но когда вы выходите из союза, в котором были интегрированы с более крепкой экономикой, у вас появляются проблемы. Вы автоматически становитесь более зависимы от приливов и отливов в мировой экономике».

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp