Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Пенсия не для просвещенных

Россияне плохо представляют, как копить на старость

Большинство россиян имеют смутное представление о том, как лучше накопить на старость. Только у 69% есть «общее представление» о действующей пенсионной системе, подсчитал ВЦИОМ. Пенсионный фонд России при этом уже потратил на разъяснения не менее 2 млрд руб.

Только 8% опрошенных россиян оценивают свои знания о пенсионной системе как хорошие, выяснил недавно Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Большая часть населения (69%) оценивает собственные знания о действующей системе пенсионного обеспечения как поверхностные, на уровне общего представления.

При этом каждый четвертый россиянин в возрасте моложе 48 лет (23%) ответил, что ничего не знает о пенсионном обеспечении.

Фактический уровень осведомленности об основах работы системы обязательного пенсионного страхования составляет 16% респондентов. Они знают, что 6% заработной платы сотрудника работодатель отчисляет на формирование обязательной накопительной части пенсии. Остальные участники опроса либо назвали неверную долю накопительных отчислений (26%), либо признались, что не владеют такой информацией (58%).

Об окончании периода, когда работающие граждане могут оформить обязательную накопительную часть, в той или иной степени информированы чуть более половины населения (56%). Из них лишь 13% респондентам известно, что «переходный период» заканчивается уже в этом году. При этом 44% россиян моложе 48 лет ничего не знают об отмене возможности выбора такой формы пенсионного сбережения, как обязательная накопительная часть.

Низкая информированность россиян о возможных вариантах накопления на достойную старость имеет несколько объяснений. Самое простое — привычка к тому, что государство о них как-нибудь позаботится.

«Большинство граждан привыкло к патернализму еще с советских времен, и рыночная экономика мало что поменяла в этом менталитете», — говорит собеседник «Газеты.Ru» в правительстве.

Такая проблема действительно существует, соглашаются с чиновником эксперты. «Информация о том, как устроена действующая пенсионная система, о ее плюсах и минусах доходит только до тех, кто хочет об этом знать. Таких меньшинство, и только в возрасте «глубоко за 40» россияне начинают интересоваться проблемой пенсии», — утверждает Татьяна Малева, член президиума президентского совета по экономическим вопросам, один из авторов пенсионной реформы.

Причем запоздалая реакция на проблему пенсионных накоплений — это отнюдь не только российская особенность, такая ситуация в большинстве стран мира, отмечает Малева.
Впрочем, не стоит снимать ответственность и с правительства, которое пока не может выработать внятную стратегию и бесконечно меняет правила игры. То вводит накопительную часть, то замораживает уже накопленные средства.

Осложняет ситуацию и отсутствие масштабной разъяснительной работы среди граждан со стороны правительства и ПФР.

«Когда пенсионная реформа только началась, реального общественного обсуждения ее не было, если не считать нескольких заседаний в Общественной палате и на профсоюзной площадке. Концепцию приняли без всенародного обсуждения, а потом оперативно начали менять законодательство, и граждане до сих пор не представляют, что будет происходить с пенсиями», — говорит Валерий Виноградов, советник президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ).

Прозрачность и понятность формирования пенсионных накоплений обещал Владимир Путин на одном из совещаний с членами правительства в июне 2013 года. «Формула должна быть справедливой, стабильной, прозрачной, самое главное — понятной и для работников, и для работодателей», — заявил тогда президент.

Запуск и разработка масштабной рекламной кампании по разъяснению механизма пенсионной системы были поручены ПФР. По данным портала госзакупок, за последние пять лет фонд потратил более 2 млрд руб. на создание и размещение рекламных материалов. За первое полугодие 2015 года расходы на информационно-рекламные материалы составили 146 млн руб.

При этом, согласно данным портала, 90% всех затрат приходится на пять крупнейших поставщиков рекламы, специализирующихся на размещении рекламы на телевидении, радио, в интернете и на общественном транспорте.

При этом рекламные и информационные материалы на тему пенсионных накоплений, создававшиеся по заказу ПФР в 2010–2011 и 2014–2015 годах, по сути, решают противоположные задачи. Сначала формирование пенсионных накоплений и передача их в УК или негосударственные фонды подавались гражданам как доступная возможность увеличить пенсию, пренебрегать которой неразумно. В последние же полтора года подход к информированию граждан о пенсионных накоплениях и возможностях управлять ими изменился на противоположный. Пенсионные накопления стали подаваться как опасное, рискованное, убыточное мероприятие, единственной разумной альтернативой которому служит отказ от их дальнейшего формирования в пользу страховой пенсии, которая благодаря государству растет при любых кризисах.

Изменения в рекламной политике ПФР в 2014–2015 годах совпали с очередной фазой «пенсионной реформы», в ходе которой произошел окончательный отказ от фиксации пенсионных обязательств государства в рублях. Теперь пенсионные обязательства фиксируются в условных баллах, наполнение которых будет зависеть от будущих возможностей бюджета.

На этом информационные материалы ПФР не всегда акцентируют внимание. И понятно почему. Через 20–30 лет стоимость «пенсионного балла» может оказаться равной нулю. Каждые пять лет Россию накрывает очередным кризисом.

Как пояснили «Газете.Ru» в Пенсионном фонде России, фонд «регулярно меряет уровень знания людей о правилах формирования пенсии: он постоянно растет».
«В целом формирование накопительной пенсии для человека более рисковое дело, нежели формирование только страховой пенсии, которая гарантируется государством. Государством гарантируется также и ежегодное увеличение страховой пенсии. По накопительной таких гарантий нет. О чем мы и предупреждаем граждан в своих информационных материалах», — сообщает ПФР.

«Эту формулу так и рекламируют: это проще, чем вы думаете. Рассчитайте свою будущую пенсию. Используйте баллы. А вот баллы-то — это темный лес. Какие назначит государство, такими и будут. Но это некорректно», — парирует Валерий Виноградов.

В самом ПФР предлагают измерять уровень информированности граждан о будущих пенсиях не в процентах, а в пунктах. «По состоянию на июль 2015 года уровень знания россиян порядка формирования пенсии составляет 40,8 пункта. Большая часть россиян уже обладают знаниями о новом порядке формирования пенсионных прав и расчета пенсии», — уточняет ПФР, также ссылаясь на опрос ВЦИОМа.

В ПФР отказались уточнить объем рекламного бюджета. «На рекламную кампанию по разъяснению преимуществ ПФР в 2011–2015 годах средства не тратились, потому что такая кампания не проводилась», — сообщили в госфонде. По словам представителя фонда, ПФР в предшествующие восемь лет никогда не агитировал людей переводить пенсионные накопления в негосударственные фонды, «но всегда предоставлял достоверную информацию о такой возможности и о рисках, связанных с таким решением».

ПФР обязан тратить приличные средства на разъяснение тех тектонических изменений, которые сейчас происходят в пенсионной сфере, отмечает Малева. Но если делать это так, как делается сейчас, то эффекта не будет.

«В этом случае не только 2 млрд руб. будет недостаточно, но и всего бюджета Пенсионного фонда», — говорит Малева.

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp