Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Транспорт

Александр Лыскин/РИА «Новости»

Пятилетка за восемь лет

Счетная палата раскритиковала Росжелдор за долгострой между Санкт-Петербургом и Хельсинки

Елена Малышева, Елена Платонова

Счетная палата обвиняет Росжелдор в срыве сроков организации скоростного железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Реализация проекта затянулась на восемь лет, с 2009 по 2016 год, тогда как по правилам его надо было завершить максимум за пять лет.

Комплексный инвестпроект по организации скоростного движения пассажирских поездов на участке до станции Бусловская Октябрьской железной дороги (направление Санкт-Петербург — Хельсинки) был сформирован и реализуется с нарушениями правил, утвержденных правительством, указывает Счетная палата в отчете по результатам проверки (есть в распоряжении «Газеты.Ru»).

Изначально построить все объекты планировалось к 2010 году, сроки неоднократно продлевались, и теперь завершение проекта планируется на 2016 год, следует из документа.

Сметная стоимость строительства постепенно увеличилась с 79,7 млрд до 95,4 млрд руб. Государственная поддержка составила 27,8 млрд руб., или около 29% всей суммы финансирования, — эти деньги выделили из Инвестиционного фонда, который был создан с 2006 года для развития приоритетной инфраструктуры на условиях государственно-частного партнерства. С 2012 года этот фонд больше не пополняется из федерального бюджета, но проекты, на которые уже выделили деньги, продолжаются.

Как пояснили в пресс-службе ОАО «РЖД», за счет средств компании выполняется реконструкция участков Санкт-Петербург — Бусловская, Выборг — Каменногорск и Сосново — Лосево со строительством второго главного пути и электрификацией участков. В 2016 году с вводом нового парка на станции Каменногорск проект будет в целом завершен, говорят в пресс-службе.

Целевые задачи на 2015 год — полностью завершить реконструкцию участка Выборг — Каменногорск, станции Каменногорск, выполнить работы по строительству нового парка в районе станции Каменногорск, добавил собеседник «Газеты.Ru».

В рамках проекта по организации скоростного движения Санкт-Петербург — Хельсинки в 2010 году был запущен поезд «Аллегро», который тратит на прохождение всего маршрута 3 часа 36 минут, напомнили в пресс-службе РЖД. Минимальная стоимость билета, по словам представителя компании, составляет чуть более 2 тыс. руб.

Но на этом проект не закончился — предполагалась еще масштабная и комплексная реконструкция железных дорог, призванная увеличить скорость движения и сократить время хода поездов до станции Бусловская (вблизи финской границы) до 1,5 часа (сейчас этот маршрут «Аллегро» проходит примерно за два часа).

Один из ключевых моментов проекта — это перенаправление грузовых составов на другую железнодорожную линию, на Приозерское направление, пояснили в пресс-службе РЖД. Составы, по словам собеседника «Газеты.Ru», будут следовать в Выборг через станции Ручьи, Лосево, Каменногорск. Строительством новой двухпутной электрифицированной линии Лосево — Каменногорск (62 км) занимается Росжелдор за счет средств Инвестфонда.

Разделение пассажирских и грузовых потоков позволит увеличить перевозки объемов грузов до 44 пар в сутки с увеличением скорости до 120 км/ч, обеспечить безопасное движение скоростных пассажирских электропоездов, а также сохранить экологическую чистоту Курортного района Санкт-Петербурга за счет отклонения наливных и угольных маршрутов.

Счетная палата, проверившая, как шло строительство в 2013–2014 годах и первом полугодии этого года, отметила, что Росжелдор в проверяемом периоде не использовал в полном объеме и не вернул в федеральный бюджет средства Инвестиционного фонда, предназначенные на финансирование этого проекта: в 2013 году — 13 млрд из 16,6 млрд руб., или 78%, в 2014 году — 3,6 млрд из почти 13 млрд руб., или 27,5% выделенных средств.

«Таким образом, Росжелдором не обеспечено полное и своевременное использование средств Инвестиционного фонда России», — указывает Счетная палата.

Среди основных причин срыва сроков строительства аудиторы называют включение дополнительных объектов в проект (например, создание нового парка в районе станции Каменногорск), недоработку проектных решений, недостаточно активный контроль за исполнителями со стороны Росжелдора и заказчика. Счетная палата также увидела слабый контроль по проекту со стороны Минэкономразвития.

Ведомство также выразило обеспокоенность тем, что Росжелдор, получивший полномочия госзаказчика, с 2014 года передал их своему подведомственному ФГУП «ЕГЗ», однако в марте этого года в отношении ФГУПа введены процедуры банкротства (наблюдение). Это создает риски для полноценного исполнения функций заказчика, считают аудиторы Счетной палаты.

По результатам проверки Счетная палата направит представления в Росжелдор и ФГУП «ЕГЗ», а также информационные письма в правительство и Минтранс и отчет в обе палаты Федерального собрания.
Росжелдор и Минэкономразвития не предоставили «Газете.Ru» комментариев на момент сдачи заметки.