Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Рубль попал в плохую компанию

Почему в 2015 году падали национальные валюты

Уходящий 2015 год можно назвать продолжением парада девальваций. Национальные валюты большинства развивающихся стран сильно просели (а некоторые рухнули) относительно американского доллара. В большинстве случаев девальвация не принесла облегчения экономикам, хотя и спасла их от полного краха, случившегося в Венесуэле. Следующий год облегчения не принесет.

Падение цен на нефть и другие сырьевые товары, а также ожидание повышения Федеральной резервной системой США ключевой ставки привели к тому, что курс большинства мировых валют снизился относительно американского доллара. Мексиканский песо потерял 13%, канадский доллар — 17%, австралийский доллар — на 14%, норвежская крона — на 17% и т.д.

На экономиках развитых стран с диверсифицированной экономикой и экспортом падение курса национальных валют отразилось не сильно. А вот для развивающихся стран девальвация стала единственной возможностью защититься от бурь на финансовых рынках.

Развивающиеся страны — экспортеры сырья, которые пытались держать валютный курс, тратя на это свои золотовалютные резервы, проиграли больше остальных, поскольку вынуждены были пойти на разовую и глубокую девальвацию. Так, в декабре Центробанк Азербайджана, державшийся, пожалуй, дольше всех, сообщил о переходе на плавающий курс маната, который тут же подешевел примерно на 50%.

Денежные власти Казахстана допустили два раунда девальвации тенге. Первый прошел в феврале, второй в августе. Формально курс был отпущен в свободное плавание, но Центробанк Казахстана регулировал его, создавая искусственный дефицит тенге.

«Все понимают, что курс регулируется, поэтому девальвационные ожидания никуда не пропадают, а усиливаются, и в результате дедолларизация пробуксовывает», — сказал Forbes.Kz Галим Хусаинов, глава BRB Invest.

Такая политика не сработала, и 15 декабря курс обновил исторический минимум с 1993 года. В целом за год тенге к доллару подешевел более чем в два раза.

Россия на фоне своих нефтегазовых соседей по СНГ выделяется тем, что отпустила рубль в свободное плавание еще в ноябре прошлого года.

«За прошедшие два года валюты СНГ находятся под серьезным давлением; при этом Россия активнее других государств региона движется в направлении более гибкого валютного режима. Несколько центральных банков смирились с неизбежностью этого только после череды девальваций. Самым свежим примером является манат», — отмечает Том Левинсон из Sberbank CIB.

Основной виток обесценения рубля прошел в ноябре-декабре 2014 года, на начало года доллар стоил около 63 руб., то есть на настоящий момент он подорожал примерно 11%. Кроме того, после сокращения золотовалютных резервов в 2014 году примерно на $120 млрд (тут свою роль сыграли и западные санкции против России, закрывшие российским заемщикам доступ на финансовые рынки ЕС и США) в 2015-м Центральный банк смог сохранить почти все оставшиеся резервы. На начало января их было, по данным Банка России, $386,2 млрд, на 11 декабря — $368,9 млрд.

Но есть и особо упорные. Президент Венесуэлы Николас Мадуро именно из таких. Он ходит в спортивном костюме в цветах национального флага, общается со своим предшественником Уго Чавесом, который приходит к нему в виде птички, и гордо несет знамя боливарианской революции. Госрегулирование цен и рынков, бесплатные соцуслуги, а также жесткий курс нацвалюты боливара.

Пока нефть стоила $100 за баррель, венесуэльский социализм чувствовал себя неплохо. Но еще в 2013 году начались экономические трудности, а после прошлогоднего двукратного падения цен на нефть неизменная политика властей привела к настоящей экономической катастрофе.

Инфляция в текущем году, по официальной оценке, составит около 100%, МВФ ждет 159%. На следующий год МВФ прогнозирует рост потребительских цен на 204%! Плюс к этому дефицит товаров, резкое падение доходов населения, процветающий черный рынок. И одним из главных источников проблем является жесткий курс боливара. Доллар официально стоит 6,35 боливара, а на черном рынке — 900. В результате ВВП, по разным прогнозам, упадет на 7–10%. Сильнее (не считая совсем уж отсталые страны) экономика упадет в этом году только на Украине (прогноз — минус 12% по ВВП, инфляция — выше 40%, гривна упала с начала года на 50%).

Из-за экономического кризиса правящая партия в Венесуэле недавно проиграла выборы прозападной оппозиции. Мадуро обвинил в поражении крупный бизнес и Штаты и призвал военных готовиться к борьбе с контрреволюцией.

«Нам грозит крупномасштабный кризис, который может вылиться в мощную борьбу между патриотами и антипатриотами. Этот конфликт создаст сильное напряжение. Это контрреволюционный кризис», — сказал он.

По экономической причине на президентских выборах в Аргентине победил оппозиционер Маурисио Макри. Он обещал отменить режим жестких валютных ограничений и 17 декабря выполнил задуманное. «Мы с радостью сообщаем, что ограничения на свободную покупку иностранной валюты отменены», — заявил министр финансов Аргентины Альфонсо Прат-Гай. Песо в первый же день обвалился примерно на треть.

Соседняя Бразилия также переживает политический кризис на фоне спада экономики и девальвации реала на четверть с начала года. Президента Диому Руссеф и ее окружение оппозиция обвиняет в коррупции и собирается объявить ей импичмент. В Турции правящей партии президента Эрдогана пришлось в этом году два раза проводить выборы, чтобы получить большинство в парламенте. Сохраняющаяся уже не первый год политическая нестабильность, а теперь еще и конфликт с Россией не оставляют Турции больших перспектив на будущее. Турецкая лира потеряла за этот год около 25%.

Почему девальвация не дает большого положительного эффекта для тех развивающихся стран, которые являются импортерами сырья? Британская The Financial Times в статье об исследовании Всемирного банка по проблемам девальвации отмечает, что в настоящее время эффект от ослабления национальных валют в два раза слабее, чем двадцать лет назад. Глубокая интеграция в мировую экономику ведет к тому, что девальвация практически бесполезна. Сложные продукты, например гаджеты, состоят из компонентов, произведенных в разных странах, что не приносит выгоды стране конечного производства, а «сливки» снимают транснациональные корпорации.

Развивающиеся страны, как экспортеры сырья, так и импортеры, будут испытывать экономические трудности и в дальнейшем. Валюты после решения ФРС о повышении ключевой ставки продолжат слабеть, спрос на сырье и объемы мировой торговли еще снизится. Аналитики JP Morgan Chase в декабре понизили прогноз по росту ВВП в 2016 году для 21 из 22 развивающихся стран (по Чехии ожидания остались на прежнем уровне).

Ухудшены оценки и для Китая. Экономика Поднебесной замедляется, в этом году рост может составить 6,8–6,9%, в следующем он снизится до 6,5%. Китай, так же как и другие страны, в течение этого года ослаблял курс своей валюты. С начала года он подешевел к доллару на 6,5%. В декабре был зафиксирован минимум за четыре года. Китайские власти могут позволить себе не отпускать юань в свободное плавание в силу масштабов своей экономики, ее диверсифицированности, а также из-за наличия $3,4 трлн резервов. Постепенно снижая курс, они дают конкурентные преимущества своим компаниям.

По такому пути идет и Еврозона. Доллар к евро за год укрепился на десять с лишним процентов. Но этого мало для того, чтобы разогнать постоянно буксующую европейскую экономику. Будет ли евро падать и дальше, зависит от скорости повышения ставки ФРС и от действий Европейского ЦБ.

Сейчас он в рамках программы количественного смягчения покупает ежемесячно активов на €60 млрд. Участники рынка считают эту сумму недостаточной и ждут расширения программы вливаний.

У Китая и ЕС есть шанс воспользоваться плодами девальвации. У России его нет, поскольку нет конкурентоспособной экономики, способной в достаточном объеме предложить как внешним, так и внутренним покупателям что-то кроме нефти, газа, стали и оружия. Экономическая политика правительства не оставляет шансов на то, что в ближайшие годы ситуация изменится. А значит, нас вполне может ожидать углубление рецессии и политический кризис.