Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Украина штрафует «Газпром»

Киев выставил «Газпрому» антимонопольный штраф на $3,4 млрд

Антимонопольный комитет Украины принял решение оштрафовать «Газпром» на $3,4 млрд за злоупотребление доминирующим положением на рынке транзита газа. «Это вызывает крайнее удивление», — говорят в «Газпроме». Дело в том, что компания не ведет предпринимательской деятельности на территории Украины. По словам экспертов, новые претензии уходят корнями в старый транзитный спор России и Украины, в ходе которого Киев недавно более чем в 1,5 раза поднял ставку транзита.

Украина выставила «Газпрому» штраф на 85 млрд гривен ($3,4 млрд). «Сегодня принято решение о злоупотреблении монопольным положением на рынке транзита природного газа магистральными трубопроводами по территории Украины компанией «Газпром» в качестве монопольного покупателя. Сумма штрафа — 85 млрд гривен», — написал на своей странице в фейсбуке глава украинского антимонопольного комитета (АМКУ) Юрий Терентьев.

Антимонопольный комитет Украины в конце декабря 2015 года признал «Газпром» монополистом на рынке транзита газа, и Терентьев уже тогда говорил, что на российскую компанию может быть наложен оборотный штраф (30% от оборота, связанного с нарушением).

В частности, по словам Терентьева, объемы транзита российского газа через территорию Украины снизились с 92 млрд кубометров в 2010 году до 62 млрд кубов в 2014 году. Глава АМКУ указал, что стоимость услуг по транзиту в 2011 году составляла $3 млрд, в 2012 году — $2,9 млрд, в 2013 году — $2,8 млрд, а в 2014 году — $1,8 млрд. По словам Терентьева, это и есть сумма оборота. Правда, исходя из этих цифр, штраф должен был составить $3,15 млрд.

В 2015 году транзит российского газа через Украину в Европу составил 64,2 млрд кубометров. Ежегодные доходы Украины от транзита составляют порядка $2 млрд — именно эту сумму называл украинский премьер Арсений Яценюк, когда говорил о потерях транзитных доходов в случае введения в строй «Северного потока — 2».

Антимонопольное расследование в отношении «Газпрома» было инициировано еще весной 2015 года по поручению премьер-министра Украины Арсения Яценюка. Он заявил, что действия российской компании наносят ущерб украинской экономике, так как «Газпром» «действует на дискриминационных, фактически на неконкурентных условиях».

«Требования АМКУ вызывают крайнее удивление у «Газпрома», — говорят в российской компании. — «Газпром» не осуществляет предпринимательской деятельности на территории Украины, передавая НАК «Нафтогаз Украины» природный газ на западной границе РФ. Такое решение АМКУ не может рассматриваться ни в каком ином качестве, кроме попытки оказать давление на «Газпром».

Представитель компании заявил «Газете.Ru», что «Газпром» намерен защищать свои права и законные интересы всеми доступными ему с правовой точки зрения способами.

По словам советника адвокатского бюро А2 Фарида Бабаева, требования АМКУ не имеют под собой полной законной силы, так как все действующие и соблюдаемые «Газпромом» договоренности прописаны в транзитном договоре, который действует до конца 2019 года и может быть пересмотрен только после истечения срока.

«До этого момента договор может быть пересмотрен только в судебном порядке и для этого должна быть очень веская причина, — указывает юрист. — Якобы монопольное положение «Газпрома» вряд ли станет для этого аргументом, так как украинская сторона подписывала контракт по собственной воле безо всякого давления и признавала тот факт, что большая часть газа будет транзитироваться со стороны «Газпрома».

Кстати, в действующем транзитном договоре прямо сказано (пункт 3.2), что ежегодные объемы транзита и их распределение по кварталам и направлениям должны уточняться в дополнениях к соглашению. Если же стороны никаких дополнений до начала соответствующего контрактного года не заключали, то объем транзита определяется из суммарных обязательств по поставке минимальных годовых объемов европейским контрагентам «Газпрома». А эти обязательства еще должны быть подтверждены аудитором.

Бабаев полагает, что «антимонопольные» претензии Украины уходят корнями в повышение ставки транзита, о чем Киев заявил еще в конце декабря. Тариф был в одностороннем порядке увеличен с $2,73 до $4,5 за прокачку 1 тыс. кубометров газа через 100 км украинской территории.

«Киев указывает, что транзитное соглашение должно соответствовать европейскому законодательству, — отмечает Бабаев. — Но в Европе ставка транзита составляет €2,2, или около $3».

Глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев ранее заявлял, что планирует до конца января провести переговоры с «Газпромом» по поводу новых тарифов на транзит. Вопрос пересмотра тарифов в «Газпроме» комментировать отказались.

Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин полагает, что изменение ставки тарифа более вероятно, чем штраф за злоупотребление доминирующим положением. При этом эксперт указывает, что согласно действующему контракту «Нафтогаз» обязан поддерживать транзитную пропускную способность газотранспортной системы на уровне 110 млрд кубометров в год, что требует затрат.

Вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович в пятницу в кулуарах экономического форума в Давосе заявил, что Еврокомиссия выступает за пересмотр российско-украинского транзитного соглашения, передает РИА «Новости». Однако речь идет уже о новом контракте после 2019 года.

Киев давно недоволен действующим транзитным договором, еще в октябре 2014 года украинская сторона подала иск в Стокгольм по поводу недопрокачки транзитных объемов и несправедливой, с точки зрения Украины, транзитной ставки. Общая сумма претензий составила $6,2 млрд (это помимо антимонопольных претензий). «Ничего получить по антимонопольному штрафу Украина не сможет, — комментирует сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. — Однако он может стать дополнительным аргументом при рассмотрении транзитных исков к «Газпрому» в Стокгольме».

Россия неоднократно заявляла, что готова отказаться от транзита через Украину, но он может быть сохранен — при условии, что новый контракт будет удовлетворять РФ. При этом «Газпром» инициировал два газопроводных проекта, нацеленных именно на исключение Украины из цепочки поставок, — «Турецкий поток» и «Северный поток — 2». Однако первый оказался в подвешенном состоянии после обострения российско-турецких отношений (хотя Россия заявляет, что готова к реализации «Турецкого потока» и необходимо лишь получить соответствующие разрешения от Турции), а против СП-2 выступает ряд стран Европы и сама Украина, которая уже не один раз призывала ЕК не допустить реализации проекта.

«Мы готовы быть полезными, предложить нашу помощь в этом вопросе, потому что мы считаем, что мы можем прийти к современному транзитному протоколу, который был бы основан на прозрачных европейских правилах и законодательстве. Я считаю, что это было бы полезно для всех сторон этой дискуссии», — сказал Шефчович.

В любом случае «Газпром» уже отреагировал на попытки Украины в одностороннем порядке изменить стоимость прокачки газа. Во вторник компания выставила украинским партнерам счет на $2,549 млрд. Это штрафы по обязательствам «бери или плати» за третий квартал 2015 года (тогда Киев российский газ не закупал). Принцип «бери или плати» (take-or-pay), прописанный в действующем контракте, подразумевает, что контрагент должен оплачивать минимальные прописанные в контракте объемы газа вне зависимости от того, отбирал ли он их по факту. В третьем квартале Украина должна была закупить по меньшей мере 10,485 млрд кубометров.

Однако «Нафтогаз» на это заявил, что считает само положение «бери или плати» в том виде, в котором оно изложено в контракте, «нерыночным, неправомерным и недействительным», поэтому правомерность требований «Газпрома» будет определять суд.