Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Рамки навсегда

Аэропорты России обяжут проводить тотальный досмотр пассажиров

Как стало известно «Газете.Ru», российские чиновники решили обязать все аэропорты страны проводить сплошной досмотр пассажиров и их вещей на входе в терминал, независимо от уровня террористической угрозы. Сейчас досмотр на входе проводится на основании введенного в 2011 году повышенного уровня безопасности. Однако в случае его снижения аэропорты продолжат проверку всех посетителей аэровокзала.

Минтранс России подготовил поправки к Воздушному кодексу, которые обяжут российские аэропорты проводить сплошной досмотр пассажиров и багажа на входе в аэровокзал, говорится в документе (копия имеется в распоряжении «Газеты.Ru»).

«В целях обеспечения безопасности посетителей и персонала аэропорта, предупреждения противоправных действий, могущих повлечь за собой материальный ущерб либо создать угрозу наступления таких последствий, обязательному досмотру на входах в аэровокзальный комплекс аэропорта подлежат все входящие в аэровокзальный комплекс лица и находящиеся при них вещи», — говорится в документе. В Минтрансе подтвердили, что такие поправки готовятся, подчеркнув, что «при отказе лица от досмотра на входе доступ ему в аэровокзальный комплекс не разрешается».

В России существует три уровня безопасности, которые были утверждены правительством в 2008 году. Так, первый уровень подразумевает защищенность транспортного комплекса от потенциальных угроз, второй — от непосредственных угроз. И третий, самый высокий, — это совокупность факторов, которые создают реальную опасность совершения акта незаконного вмешательства. При этом в России не бывает нулевого уровня безопасности. Правительство в 2008 году постановило, что первый уровень действует постоянно, если не объявлен второй или третий уровень безопасности.

Сейчас досмотр людей на входе в московские аэропорты проводится на основании второго уровня безопасности транспортной инфраструктуры, который был объявлен Минтрансом в январе 2011 года, спустя несколько дней после теракта в московском аэропорту Домодедово.

Этим же документом было рекомендовано проведение тотального досмотра на входах в терминалы всех аэропортов России. При этом порядок проведения досмотра Минтранс регламентировал только в 2014 году.

Для сравнения: во многих странах Европы отсутствует досмотр на входе в аэропорт. Однако охрану объекта осуществляет полицейский орган. По данным Airpol Network (проект по работе полицейской охраны в аэропортах различных стран), полицейская охрана аэропортов осуществляется как минимум в 18 странах Европы.

Например, в Испании для обеспечения безопасности в аэропортах привлекается гражданская гвардия Испании, а во Франции — авиатранспортная жандармерия. Такие же органы выделены, например, в Австралии, Ирландии и Великобритании. Стоит отдельно отметить охрану аэропорта Бен-Гурион в Израиле. В этом аэропорту все объекты находятся в огороженной и охраняемой зоне, то есть свободного доступа в аэропорт фактически нет.
Однако после теракта в аэропорту Брюсселя, который произошел 22 марта текущего года, европейское отделение Международной ассоциации аэропортов (ACI Europe), в которую входят около 500 аэропортов из 45 стран Европы, сообщило, что страны Евросоюза рассматривают введение тотального досмотра пассажира и багажа на входе в аэропорт. При этом ассоциация подчеркивала, что ужесточение требований к досмотру по факту создает новые уязвимости для системы безопасности аэропортов, так как сбор пассажиров и гостей аэровокзала на входе «лишь двигает цель (террористов. — «Газета.Ru»), а не защищает ее».

«Законодательно необходимость проведения сплошного досмотра на входах в аэровокзалы не была закреплена ни после терактов в 2004 году, ни после трагических событий 2011 года. Принятие такого документа — запоздалая, но необходимая реакция на сложившуюся за предыдущие годы практику», — считает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Он подчеркивает, что позиция экспертов по вопросу сплошного досмотра на входах в аэровокзалы однозначна: мишенью для террористов может стать любое скопление людей, в том числе и очередь около рамки.

«Взрыв на железнодорожном вокзале в Волгограде подтвердил, что рамки сами по себе не панацея. Поэтому аэропортам придется создавать избыточную и дорогостоящую инфраструктуру, обеспечивающую запас по пропускной способности даже в пиковых ситуациях. С другой стороны, законодательное закрепление и подробная регламентация процедур входного контроля позволят операторам аэропорта точно рассчитывать дополнительные расходы на его обеспечение и обосновывать перед Федеральной антимонопольной службой необходимость повышения сборов за авиационную безопасность», — поясняет Олег Пантелеев.

Новости и материалы
США грозятся отрезать китайские банки от мировой финансовой системы за работу с Россией
Студент из Китая, угрожая пистолетом, изнасиловал девушку в коттедже в Ленобласти
В Совфеде РФ объяснили затягивание решения ЕС по российским активам
Военкора «Известий» Еремина посмертно наградили орденом Мужества
Российская спортсменка призналась, что скучает по России, но не имеет возможности приехать
Opel представил конкурента Volkswagen Tiguan
56-летняя тяжелобольная Селин Дион снялась с голой грудью для глянца
Летные испытания ракет семейства «Ангара» потребуют еще шести пусков
Ирина Шейк показала редкое фото со своей сестрой
В Химках сотрудники МЧС локализовали пожар на складе
Внук Пугачевой объявил о гастролях с новым коллективом
«Еще не восстановилась»: Боня о состоянии после пластики
Перенесший инсульт Шура ощипывает кур на рынке
Стало известно, за сколько Екатерина Варнава купила элитную недвижимость в Грузии
Трамп и Обама могут приехать во Францию на годовщину высадки в Нормандии
В Челябинске иностранец подрезал чемпионку UFC с подругой и назвал их «свиньями»
«Не нужно тренироваться на «Спартаке»: экс-игрок сборной России об Абаскале
Стало известно о давлении на США со стороны Германии по вопросу оказания помощи Украине
Все новости