Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

ФРС жаждет свежей крови

Кто может стать следующим главой ФРС и почему это важно

Глава Федеральной резервной системы США фактически является самым влиятельным банкиром в мире — и уже в начале следующего года Джанет Йеллен может уступить пост другому человеку. Выбирать и одобрять кандидата будет президент Дональд Трамп, но наиболее вероятным кандидатом сейчас считается его советник по экономическим вопросам Гэри Кон. Впрочем, если Трамп не будет заинтересован в проведении более агрессивной монетарной политики, Йеллен может остаться на посту еще на четыре года.

В феврале 2018 года пройдут выборы нового главы Федеральной резервной системы США — института, решения которого влияют на всю мировую экономику. С 2014 года пост руководителя ФРС занимает Джанет Йеллен, которую многие аналитики называют

«самой могущественной женщиной в мире после Ангелы Меркель».

Главу национального регулятора назначает президент США, и, хотя Йеллен может быть переназначена на второй срок, у нее немало разногласий с Дональдом Трампом по поводу денежно-кредитной политики. И поэтому в администрации президента ожидают изменений в составе ФРС. Трамп много критиковал действия Йеллен во время избирательной кампании, однако после вступления в должность президента поблагодарил ее «за хорошую работу» и на открытый конфликт уже не шел, отмечает Bloomberg.

Работа председателя ФРС влияет не только на всех американцев и предприятия, которые пользуются заемными средствами, но и на цену денег во всем мире. Неудачный выбор главы регулятора приведет к повышению ставок на рынке облигаций, угрожая расширению экономики. По словам людей, ранее принимавших решения, для выбора главы ФРС обычно требуется многомесячный тщательный анализ и поиск человека, соответствующего четко определенным критериям.

С июня нынешнего года подбором кандидатов на замену Йеллен занимается директор Национального экономического совета США Гэри Кон, бывший топ-менеджер инвестиционного банка Goldman Sachs, сообщала The Wall Street Journal. Источники издания Politico уверены, что именно Кон на данный момент является наиболее вероятным будущим главой ФРС.

Сам Кон готов занять пост, но многие представители Республиканской партии в конгрессе США не одобряют его кандидатуру из-за «демократического» прошлого и поддержки свободной торговли (в то время как сам Трамп твердо поддерживает протекционизм и заявляет о готовности идти на крайние меры, вплоть до «торговых войн»).

Несмотря на то что руководство Федерального резерва всегда старалось держаться подальше от политических интриг (в чем его поддерживали и президенты), сейчас в Белом доме считают, что на столь важном посту должен находиться человек с республиканскими взглядами. Кроме того, назначение Кона может возмутить тех конгрессменов, которые считают, что Дональд Трамп слишком часто выбирает бывших сотрудников Goldman Sachs в качестве советников по экономической политике. В частности, одним из наиболее известных примеров такой симпатии президента к инвестбанку является нынешний министр финансов США Стивен Мнучин.

Тем не менее помощник одного из влиятельных конгрессменов-республиканцев уверен, что сейчас все зависит от самого Кона. «Если Гэри этого захочет, он получит пост. И я думаю, что он захочет», — рассказал он Politico. Также он добавил, что Кон получит широкую поддержку в конгрессе, так как большинству консерваторов он все-таки нравится. Если это произойдет, Кон станет первым председателем ФРС за последние 40 лет, который не является экономистом: предыдущим был Уильям Миллер, который занимал пост чуть более года под руководством президента Джимми Картера.

Еще один лидер кандидатской гонки, Кевин Уорш (член ФРС в 2006–2011 годах, самый молодой в истории член руководства регулятора), также имеет лишь опыт работы в отрасли, но не обладает какой-либо научной степенью в области экономики. «Что касается того, что главой ФРС может стать не экономист, — думаю, это может немного освежить нашу денежно-кредитную политику», — говорит Кэм Файн, президент Независимого сообщества банкиров Америки.

Некоторые также упоминают Кона в качестве потенциального будущего главы администрации Белого дома, и он может предпочесть эту работу руководству центробанком. На вопрос журналиста CNBC о намерении стать председателем ФРС Кон ответил отрицательно: «Нет, сейчас у меня отличная работа. Работать на президента — это мечта, ставшая реальностью».

Впрочем, аналитики сомневаются в том, что Кон сможет устоять перед перспективой стать главой фактического центра мировой экономики. «В краткосрочной перспективе

председатель Федерального резерва имеет больше влияния на экономику, чем любой другой человек в правительстве»,

— говорит Аарон Клейн, сотрудник Брукингского института.

При Йеллен ФРС в течение 2017 года несколько раз принимала решения о дальнейшем повышении ключевой ставки, чтобы прекратить длившуюся почти десятилетие «чрезвычайную поддержку экономики». ФРС также начала разрабатывать планы относительно сокращения огромного портфеля казначейских векселей и ипотечных ценных бумаг, которые находятся на балансе центробанка после финансового кризиса. Предполагается, что подробные детали этого плана — и точные даты его реализации — будут известны уже в конце нынешнего года, чтобы избежать негативного влияния на финансовые рынки. Если ФРС ошибется и будет поднимать ставки и сокращать баланс слишком быстро, это может подтолкнуть экономику к рецессии, что негативно скажется на позициях республиканцев и лично Трампа на выборах 2018 и 2020 годов соответственно. Если движения будут слишком медленными, появляется риск неконтролируемого ускорения инфляции, что приведет к необходимости серии резких повышений ключевой ставки для борьбы с ростом цен.

Возможно, у нового главы регулятора будут иные планы. По мнению некоторых аналитиков, риски, связанные с работой ФРС, делают пост главы организации несколько менее привлекательным, чем когда центральный банк «просто вбрасывал деньги в экономику и заставлял фондовый рынок фиксировать очередной максимум». Глава центробанка также будет ключевым игроком при рассмотрении отказа от любых финансовых правил, введенных после кризиса 2008 года.

Пока Дональд Трамп официально не объявлял о том, что место Джанет Йеллен займет новый человек: президент предпочитает более низкие процентные ставки, что в большей степени соответствует сохранению поста за Йеллен, чем выбор консервативного экономиста, который может выбрать курс на более агрессивную монетарную политику.

Если Кон все же откажется от предложения президента, следующим его может получить Кевин Уорш, сейчас занимающий пост преподавателя в Гуверовском институте войны, революции и мира (входит в систему Стэнфордского университета). Источники сообщают, что выбор Уорша укрепит убеждение многих экспертов в том, что ФРС становится все более «удобной» для банков и брокеров. Финансовая индустрия преуспевает при агрессивной денежно-кредитной политике и более высоких процентных ставках, так как это помогает банкам получать максимальную выгоду от депозитов клиентов, пишет Marketwatch.

Большая часть республиканцев придерживается мнения, что политика ФРС при бывшем председателе Бене Бернанке была слишком экспансионистской и «инициативной». Это вызвало интерес инвесторов к экономистам, которые поддерживают ужесточение регулирования, таким как Джон Тейлор из Стэнфордского университета и Гленн Хаббард, декан бизнес-школы Колумбийского университета.

Среди других кандидатов на пост главы регулятора опрошенные Bloomberg эксперты также называют действующего члена Совета управляющих ФРС Джерома Пауэлла, руководителя холдинговой компании Bancorp Ричарда Дэвиса и бывшего директора PNC Financial Services Group Джима Рора. Но Кон и Уорш сейчас считаются наиболее очевидным выбором.