Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Российские самолеты продали своим

На поддержку авиапрома за два года выделят 112 млрд рублей

Первый день работы авиасалона МАКС стал для гражданского авиапрома скорее имиджевым, чем деловым. Контракты на отечественные самолеты заключали отечественные же авиакомпании. ОАК и «Аэрофлот» подписали контракт на 20 самолетов SSJ 100. Договор на 16 лайнеров МС-21 подписала Red Wings, а «ВИМ-Авиа» заключила рамочное соглашение на 15 самолетов. Сам МС-21 на МАКСе был представлен в виде макета.

Тактический ход

Авиационный салон в Жуковском начался с подписания двух соглашений по МС-21. Авиакомпания Red Wings заключила контракт «Ильюшин финанс» на 16 самолетов, реализовав подписанный ранее преддоговор.

Примечательно, что в операционный лизинг МС-21 Red Wings берет у собственной материнской компании: «Ильюшин финанс» является единственным акционером российского авиаперевозчика.

Ранее руководство авиакомпании заявляло, что новый узкофюзеляжный российский лайнер заменит в парке компании сначала Ту-204 и Ту-214, затем — самолеты семейства Airbus A320.

Твердый договор операционного лизинга заключен на 12 лет, отмечается в сообщении «Ильюшин финанс». Поставки лайнеров запланированы на 2019–2022 годы. Речь идет о самолетах, оборудованных пассажирским салоном в моноклассной компоновке на 211 мест. На четыре самолета будут установлены российские двигатели ПД-14, на остальные — канадские Pratt & Whitney PW1400G.

Позже глава Red Wings Евгений Ключарев пояснил журналистам, что заключенный договор предусматривает систему гарантий, причем и со стороны производителя, и со стороны поставщика двигателей.

Еще одним потенциальным покупателем новой надежды отечественной авиации может стать «ВИМ-Авиа», «прославившаяся» в этом году масштабным срывом программы чартерных перевозок из-за сбоя в графике техобслуживания воздушных судов.

На МАКСе авиакомпания и «Ильюшин финанс» подписали соглашение о намерениях по операционному лизингу 15 самолетов МС-21-300. Речь идет о поставке лайнеров в 2021–2024 годах в лизинг на 12 лет. Условия договора стороны намерены согласовать до конца года, отмечают в лизинговой компании.

Таким образом, подсчитал вице-премьер Дмитрий Рогозин, объем твердых заказов на МС-21 увеличился со 175 до 205 самолетов.

Продажа МС-21 сразу трем российским авиакомпаниям — «правильный тактический ход», уверен вице-премьер. Первые три года эксплуатации нового самолета являются очень важными для того, чтобы в последующем продвигать его для продажи другим авиакомпаниям.

Твердые контракты на поставку МС-21 ранее были подписаны на 85 самолетов с «Авиакапитал-Сервис» (входит в «Ростех»), на 50 самолетов с подконтрольной ОАК «Ильюшин Финанс» и на 30 самолетов с «ВЭБ-лизингом».

Президентская поддержка

Особое внимание МС-21 на МАКСе уделил и президент РФ Владимир Путин. Он заслушал доклад руководителя корпорации «Иркут» Олега Демченко о ходе работ по самолету, пообщался с летчиками-испытателями, которые пилотировали лайнер, и даже посмотрел видеокадры недавнего испытательного полета самолета МС-21-300 над озером Байкал.

Во время совещания по развитию гражданской авиации Путин обратил внимание на процесс сертификации самолета и «технические проблемы», подчеркнув, что «здесь все должно пройти без сбоев». Ранее сроки реализации проекта уже переносились.

Сам «виновник торжества» — опытный образец МС-21, совершивший первый полет 28 мая, — до МАКСа в этом году не долетел: он проходит испытания на Иркутском авиационном заводе.

Впереди у него тензометрические исследования. Всего лайнеру предстоит еще не менее 30 полетов, после чего самолет перелетит в Жуковский на аэродром ЛИИ им. М.М. Громова для прохождения сертификационных испытаний.

Имиджевую поддержку оказал президент и другому российскому авиационному проекту — Sukhoi Superjet 100. Путин не только осмотрел макет салона SSJ, разработанный специально для спортивных команд, но и присутствовал при подписании ранее анонсированного контракта главного российского эксплуатанта SSJ 100 — компании «Аэрофлот» с ОАК и «ВЭБ-лизинг» еще на 20 самолетов. Таким образом, общее число SSJ 100 в авиапарке «Аэрофлота» достигнет 50 машин.

«Первое воздушное судно должно поступить уже этим летом. Завершить поставки планируется ровно через год, в июле 2018 года», — подчеркнул президент ОАК Юрий Слюсарь.

О зарубежных покупателях российских гражданских самолетов на МАКСе во вторник не говорили.

За последние годы аэрокосмическому комплексу была оказана весомая государственная поддержка, отметил президент РФ, напомнив о большом потенциале развития отечественного авиапрома.

Только в прошлом году в рамках программы развития авиационной промышленности на эти цели было направлено почти 52 млрд рублей, а в этом году планируется выделить 60 млрд рублей.

«Брать надо свое»

Правительство о стимулирующих мерах обещало позаботиться. «Мы будем настаивать на изменении правил Таможенного союза, по которым сегодня практически без уплаты таможенных сборов и НДС в условиях короткого десятилетнего лизинга завозится основная авиационная техника», — пообещал Дмитрий Рогозин.

Прямые потери российского бюджета от импорта авиатехники, по подсчетам вице-премьера, составляют не менее $1 млрд в год.

«Мы будем стимулировать наши авиационные компании прежде всего экономическими мерами, чтобы они покупали качественные российские самолеты», — отметил он.

Отдавать предпочтение отечественной технике должны и госкомпании, в том числе вертолеты.

Путин напомнил, что скоро будет пройден пик поставок вертолетов в рамках гособоронзаказа, поэтому надо срочно сформировать спрос со стороны гражданских заказчиков.

«В том числе речь может идти о наших нефтегазовых компаниях, других корпорациях с государственным участием. Для своих нужд они закупают вертолетную технику за рубежом, причем в немалом количестве. Считаю, такой подход нужно менять, мы уже не раз говорили с руководителями наших компаний — отдавать предпочтение отечественной технике», — отметил президент.

Ранее об этом заявляли также и в руководстве «Вертолетов России». Правда, представители компании признавали, что и со стороны нефтегазовых компаний на фоне падения цены на нефть спрос на вертолетные перелеты заметно снизился.

«На севере нефтедобывающие компании и так пользуются нашими вертолетами, так что речь, скорее всего, будет идти об обновлении парка, ну и о замене небольшого количества импортных вертолетов»,

— сказал «Газете.Ru» руководитель магистратуры ВШКУ РАНХиГС Иван Капитонов.

Он не исключил, что компании подтолкнут к закупкам отечественных вертолетов — директивно или за счет экономической стимуляции.