Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Я не верю в конкуренцию»

Мастер-Франчайзи «ДаблБи» в Санкт-Петербурге Наталья Ланцевич рассказала, как стать успешной

Конкурентов не надо «мочить и унижать», с ними надо дружить и даже помогать. Такой точки зрения придерживается франчайзи Наталья Ланцевич, открывшая в Санкт-Петербурге уже семь кофеен «ДаблБи». О том, с чего она начинала свой бизнес и как добилась успеха, Ланцевич рассказала «Газете.Ru».

До прихода в бизнес у Натальи Ланцевич была налаженная жизнь. «Я работала пиар-директором в журнале «Собака.ru» (петербургское ежемесячное издание — прим.). А потом у меня случился развод. Я была женой. А потом перестала быть женой. И мне пришлось решать, какой для себя жизни я хочу дальше», — рассказывает Наталья.

Заниматься пиаром уже было неинтересно, но хотелось больше зарабатывать и познать себя. Наталья решила заняться бизнесом. Но искала что-то такое по душе. Уехала в Москву. Поступило предложение – работать директором по развитию в компании MarkaFF. Компания занималась эвентами, — выставки в Манеже, «Ночь музеев», проект Lexus Hybrid Art.

И платили хорошо, и работа интересная. «Но мне всегда, знаете, как бы ни было смешно, хотелось заниматься чем-то, что было бы как хлеб. То есть, продавать нечто, не знаю, там булочку, конфетку, хлеб, еще что-то, но чтобы это было точно нужно людям и приносило радость каждый день. Вот чего мне хотелось», — вспоминает Ланцевич.

Вау-эффект случился, когда она познакомилась с Анной Цфасман, владелицей сети московских кофеен «Даблби». Ланцевич признается, что получилось, как у блондинки: хочу, хочу, хочу! Правда у «блондинки» к этому времени уже было три образования, из них два университетских — экономист-менеджер и преподаватель экономических дисциплин. И еще она закончила Институт коучинга по специальности «Развитие людей и организаций».

«Я встретилась с Аней Цфасман, мы выпили по чашке кофе с лавандой. Она начала рассказывать о бизнесе… И, знаете, решение пришло моментально и по любви. То есть, я поняла, что я хочу, чтобы вот в Петербурге, как и в Москве, тоже все пили хороший вкусный настоящий кофе с лавандой».

Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) зовет на чашечку кофе

О бизнесе и о кофе Ланцевич рассказывает очень увлеченно. «Я очень люблю кофе, я в нем разбираюсь. Много путешествовала, много где пробовала кофе. Я рассчитывала на то, что у меня пять тысяч друзей на Facebook, и люди доверятся моему вкусу. Придут и выпьют чашку кофе, и будут приходить с радостью еще и еще», — говорит она.

Это было в 2013 году, и франшиза «Даблби» тогда стоила 200 тыс. рублей. Недорого. Но открытие первой кофейни обошлось в итоге в 3,5 млн рублей.

Много расходов ушло на подготовку бариста — специалистов по приготовлению кофе.

Владелица «ДаблБи» Цфасман, вспоминает Наталья, как-то раз высказывалась в том духе, что как таковая профессия бариста в России до сих пор не сформировась. Нанимать приходится не готового профессионала, а человека с потенциалом. В Штатах, Австралии и Японии рынок подобных кадров уже более-менее сформирован, есть профессиональные гильдии и обученные люди, обладающие опытом. В России же профессии бариста чаще всего обучают внутри компаний, добавляет Ланцевич. Отсев претендентов большой. Но это оправданная жесткость, уверена она.

На вопрос, что общего у хорошего кофе и хорошего бариста, Ланцевич отвечает: «Их объединяет только знак качества. Плохой бариста может испортить самый хороший кофе».

По ее мнению, именно профессиональное искусство бариста позволяет заведению получать прибыль и дарить радость гостям.

Вкус капучино – вкус санкций

Из тех проблем, которые мешают ее бизнесу развиваться, Ланцевич называет две основных – санкции и стоимость аренды помещений. Когда Запад ввел санкции, а Россия в ответ свои контрмеры, она очень огорчилась. Например, потому что пропало молоко, финское Valio. Эта марка, считает Наталья, как нельзя гармоничнее подходила для капучино, напиток получался вкусным и как бы сладким без добавления сахара. Замену нашли не без труда, у одного из производителей в Подмосковье.

А вот аренда помещений под кафе – бесконечная проблема: «Стоимость аренды не учитывает специфику бизнес-модели. Понимаете, мы же не ресторан, не банк, не алкогольная компания. У них обороты совсем иного уровня. Если у тебя проходное хорошее место, оно стоит очень дорого.

В Европе, чем дольше снимаешь, тем у тебя аренда ниже. А здесь наоборот, аренда растет с каждым годом».

Ланцевич предлагает посчитать: если себестоимость составляет 25%, тогда от миллиона рублей с оборота отсчитаем 250 тыс. рублей. Аренда помещения в центральной части города под кафе на 20-30 мест обойдется в месяц в 350-400 тыс. Еще надо вычесть из этого миллиона зарплату персоналу, налоги, платежи в соцфонды…

Много ли в итоге заработаешь? Можно было бы больше, но на развитие средств почти не остается, сокрушается Ланцевич. В первые месяцы, когда она открыла в Санкт-Петербурге свое первое кафе, ей приходилось параллельно подрабатывать на других проектах, чтобы развивать «ДаблБи».

«Я бы хотела больше точек открывать. Но мне нужно, чтобы маржинальность была высокая», — говорит она.

Но несмотря на существующие проблемы открывать новые кафе по франшизе Ланцевич все-таки планирует (также, как и замужество и как минимум двоих детей, добавляет она). В этом году в Питере появятся еще три кофейни.

И движет ею не только желание больше заработать. Кофейни, в ее понимании, — это в своем роде центры притяжения. Куда ты заходишь, если хочешь узнать, кто и как живет в городе. «Была как-то раз в городке Беркли, рядом с Сан-Франциско. Заходишь в кофе-шоп и смотришь, какие люди приходят, о чем говорят. И ты можешь познакомиться с ними», — вспоминает Ланцевич.

По ее мнению, городские власти должны быть заинтересованы в том, чтобы стимулировать создание таких мест, где люди могут встретиться, побеседовать, в приличной обстановке попить хорошего кофе или чая. Важно на городском уровне поддерживать культуру общения и мультиплицировать проекты такого рода.

Запах женщины

Помогают в реализации амбициозных планов Ланцевич в том числе сервисы портала бизнес-навигатора МСП. На этом сайте у нее есть несколько любимых разделов, например, новая система «Жизненные ситуации».

«Первый — это очень у них круто сделано — про кредиты, про овердрафты. Про все то, что связано с обеспечением, например, кассовых разрывов, про оборотные средства. Разброс цен по аренде представлен. Есть раскладка по банкам, подобрано очень удобно», — говорит бизнес-леди.

Второй плюс навигатора — большой объем справочной информации, которую можно применить в бизнесе. Статьи, постановления правительства, регулирующих органов — все необходимое собрано в одном месте и обновляется регулярно.

Помещение для новой кофейни — в самом центре Петербурга, напротив кузнечного рынка — тоже нашли благодаря порталу бизнес–навигатора МСП.

Ланцевич настаивает на том, что, вести бизнес нужно прежде всего «как бы для себя, по любви». Даже конкурентов можно и нужно любить. Ей хочется, чтобы сейчас, например, дело, которым она занимается, множилось в ее родном Питере за счет других игроков.

Не всем это нравится и мало кому подходит в качестве жизненной позиции. «Но я не верю в конкуренцию. Конкурентам я помогаю. Да, да, поверьте. Все мои конкуренты, которые есть на рынке, мы вместе делаем одно дело. Я так считаю. А вместе мы делаем вот что — мы людей приобщаем к хорошему».

Линейка хороших дел от Ланцевич скоро пополнится новым проектом — уже готова опытная партия кофейного скраба, первые 500 ароматных баночек. Аромат тонкий, селективный. Скраб для женщин. Но чтобы мужчинам нравился. Мы же помним, что Наталья Ланцевич вступила в бизнес после развода.

Что думаешь?
Загрузка