Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Потребрынок

«Настоящая революция»: Роспотребнадзор не будет штрафовать

Прослушать новость
Остановить прослушивание

Роспотребнадзор не намерен штрафовать бизнес за несоблюдение рекомендаций

Штрафовать предприятия за несоблюдение рекомендаций Роспотребнадзора власти не собираются, однако при выявлении заболеваний будут закрывать на карантин. Сами предприниматели оценивают новость неоднозначно: кто-то считает такой шаг «революцией», а кто-то — перекладыванием ответственности на бизнес.

Предпринимателей не будут штрафовать за несоблюдение рекомендаций Роспотребнадзора для работы ресторанов и кафе, гостиниц, кинотеатров, фитнес-центров и салонов красоты после снятия ограничений из-за коронавируса, заявил журналистам в среду, 3 июня, представитель первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова. Однако при выявлении вспышки заболевания предприятия будут закрывать на карантин.

Андрей Белоусов провел совещание с представителями бизнеса и деловых ассоциаций по вопросам поэтапного открытия предприятий, в ходе которого рассказал, что штрафы за нарушение рекомендаций ведомства не предусмотрены.

«Предприниматели получили разъяснение в части контроля за соблюдением методических рекомендаций Роспотребнадзора. Штрафовать представителей бизнеса не планируется. Следовать рекомендациям в их интересах. В случае обнаружения очага заражения новой коронавирусной инфекции, предприятие закроют на карантин»,

— сообщил представитель первого вице-премьера.

Он также обратил внимание на тот факт, что, как и при риске распространения любого другого заболевания, ответственность за соблюдение необходимых норм лежит на менеджменте и собственниках компаний, добавив, что бизнес выразил полное понимание данного подхода.

Предприниматели в большинстве позитивно относятся к этой новости. Основатель сети «Теремок» Михаил Гончаров оценивает такой шаг как «настоящую революцию» и «полный сдвиг парадигмы в отношениях Роспотребнадзора и бизнеса». Ресторатор объясняет, что это не просто отмена штрафов, а переход на так называемый риск-ориентированный подход, который подразумевает уход от тотальной проверки к анализу и разбору непосредственно критических ситуаций.

«Рассказывается, как нужно работать и что делать, а дальше проверяются только те предприятия, где произошел какой-то сбой. Как мы к этому пришли? В обществе широко распространен стереотип, что тотальный контроль есть залог качества, однако на практике он не работает. Это поняли еще около 70 лет назад в послевоенной Японии», — говорит Гончаров, добавляя, что сейчас такой подход используется во всем мире — его применяют в Сингапуре, во всей Европе, Америке, и в России, наконец, начали делать шаги в этом направлении.

Все силы прикладываются к обучению участников рынка, доведению до них необходимых сведений. Затем происходит обнаружение и коррекция тех случаев, где что-то пошло не так, объясняет предприниматель суть подхода.

«Дело в том, что среди бизнеса нет самоубийц и тех, кто сознательно хочет работать плохо. Тот, кто совершает ошибки, просто не понимает и не знает, что делать, потому что его никто этому не научил», — объясняет Гончаров.

«Мы очень позитивно смотрим на то, что происходит сейчас в нашем диалоге с Роспотребнадзором, и если штрафов действительно не будет, я думаю, это можно считать прорывом в наших взаимоотношениях с этим ведомством», — говорит основатель компании HURMA Group of companies (Meat Puppets, Take It Easy, «Профсоюз») Дмитрий Левицкий.

По словам ресторатора, это очень верное решение, и было бы неправильно штрафовать за каждый пустой санитайзер или застав кого-то без маски.

«Это же процесс. А ведомство должно контролировать результат. Если в ресторане в результате нет зараженных, это самое главное, что нужно нам всем — и ресторанам, и гостям, и Роспотребнадзору. А если где-то не уследил – отвечай по всей строгости закона»,

— объясняет Левицкий. Что касается самих рекомендаций, по словам ресторатора, их соблюдать можно, и они достаточно адекватные, хоть и есть некоторые вопросы.

«Сейчас снимут ограничения, люди набьются в самолеты, поезда, автобусы, а рестораны будут сажать гостей на расстоянии полутора метров. Нам это кажется немного странным, получается, мы здесь выступаем козлами отпущения. Соблюдать меры в целом возможно, хоть и невыгодно. Будем как-то работать, терпеть убытки. Посмотрим, кто из нас выживет», — рассуждает Дмитрий Левицкий.

Предприниматель также отмечает, что последняя редакция всех этих рекомендаций делалась при участии коллег-рестораторов, и она гораздо более адекватная и разумная, чем то, что поначалу предлагали.

«Очевидно, что Роспотребнадзору сложно выдавать рекомендации десяткам отраслей и везде попадать в точку, не зная нюансов бизнеса. Поэтому то, что мы сами приняли в этом участие, очень большая удача и весьма интересный прецедент», — говорит ресторатор.

Михаил Гончаров также акцентирует внимание на том, что сейчас многое стало возможно благодаря очень активной позиции ресторанного сообщества, и десятки предпринимателей принимали непосредственное участие в создании этих рекомендаций.

Однако положительно эту новость воспринимают не все участники рынка. К примеру, владелец сети «Китайские новости» Станислав Лисиченко подозревает в этом шаге попытку Роспотребнадзора снять с себя ответственность и переложить ее на бизнес.

«Мне кажется, это весьма неправильная политика, когда определяются нормы, а потом говорится, мол, можете их не исполнять, но потом сами будете отвечать. Непонятно, зачем так делать», — говорит Лисиченко. Он также отмечает, что придерживаться рекомендациям ведомства до конца — невозможно, поскольку «это некая идеальная картина мира, к которой можно только стремиться». Ресторатор при этом добавляет, что тем не менее стремиться к ним будут, и в том числе посетители будут настаивать на том, чтобы эти меры исполнялись.