Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Вместо YotaPhone: экс-чиновник из России стал миллиардером в Лондоне

Бывший замминистра Минсвязи РФ заработал $11 млрд на стартапе

Состояние экс-главы Yota, бывшего высокопоставленного чиновника российского правительства Дениса Свердлова может составить $11 млрд. Именно столько, по оценкам Bloomberg, будет стоить его доля, благодаря листингу акций на бирже принадлежащего россиянину производителя электромобилей Arrival. Почему делать бизнес на электромобилях проще за рубежом, а не в России, выясняла «Газета.Ru».

Акции британского стартапа Arrival накануне появились на бирже Nasdaq сразу после слияния с американской компанией CIIG Merger Corp., говорится в официальном сообщении Arrival. CIIG относится к так называемым техническим компаниям SPAC, которые создаются специально для слияния с другими фирмами и входа на биржу без процедуры IPO. Такой способ позволяет розничным инвесторам осуществлять прямые инвестиции в перспективные компании.

В результате сделки 76% акций в CIIG остались за нынешним владельцем и основателем Arrival бизнесменом Денисом Свердловым.

С 2012 по 2013 годы Свердлов занимал должность заместителя министра связи и массовых коммуникаций России, до этого с 2010 года он возглавлял российскую телекоммуникационную компанию Yota Group. По данным «Коммерсанта», во многом благодаря усилиям Свердлова в России в 2014 году появился первый русский смартфон YotaPhone.

Новинку как отечественный ответ Apple с его iPhone активно поддержал «Ростех». Однако производившийся в Юго-Восточной Азии, YotaPhone провалился в продажах на большинстве рынков, в том числе в России, из-за проблем с качеством и высоких цен. Компания Yota Devices, выделенная специально для этого направления в отдельное юрлицо, позже была продана, а в 2019 году ее признали банкротом.

По оценкам агентства Bloomberg, стоимость пакета акций Свердлова в Arrival, которыми он владеет через люксембургскую фирму Kinetik Sarl, составляет примерно в $11 млрд, хотя компания еще не начала производство электромобилей.

Ранее аналитики J.P. Morgan оценивали Arrival вдвое ниже — $5,4 млрд.

Принцип привлечения инвестиций с помощью «компаний-пустышек» SPAC стал своего рода джекпотом для Свердлова, пишет Blomberg. На торги компания выходит уже с изначально высокой оценкой стоимости активов. Это помогает получить сразу же высокую цену акции, в результате привлеченный на бирже капитал не сильно снижает долю основателей, а также позволяет избежать раундов скупки своих акций венчурными фондами, которые прежде всего охотятся на недорогие ценные бумаги по более консервативным ценам. Это в будущем скажется положительно — укрепляет право голоса учредителей и спонсоров, вошедших в бизнес на ранних стадиях финансирования.

В тоже время агентство отмечает, что Arrival долгое время финансировался самостоятельно основателем до тех пор,

пока в 2020 году он не привлек $300 млн от Hyundai Motor, BlackRock и Владимира Потанина,

который в прошлогоднем рейтинге Forbes занимает первую строчку ($19,7 млрд) среди самых богатых людей России.

В отличие от Tesla, Arrival решили выйти на рынок электромобилей не с легковым электрокаром, а с предложением для коммерции — электрофургоном и автобусом. Ожидаются, что публичные испытания (с участием будущих клиентов) фургона начнутся этим летом, а в IV квартале 2021 года появится предсерийный вариант автобуса.

Намерения у компании, очевидно, серьезные, поскольку в качестве партнера для тестов выбран First Bus — один из крупнейших транспортных операторов Великобритании и лидер в области устойчивой мобильности. Сообщается, что на 10 тысяч первых фургонов уже есть предзаказ от американского логистического гиганта UPS. У клиентов пассажирский вариант Arrival должен появиться в конце этого года, а фургон — во второй половине следующего года.

По заявлениям самого Свердлова принципиальным отличием его бизнеса в производстве электромобилей является ставка на унифицированные модульные решения, которые легко можно будет адаптировать под промышленные возможности того или иного региона. Кроме того, в Arrival делают ставку на микрозаводы, которые легко масштабировать и использовать на них локальные решения.

«Мы считаем, что все транспортные средства скоро будут электрическими, потому что это лучше для людей, планеты и бизнеса.

Изобретение компанией Arrival уникального нового метода проектирования и производства транспортных средств с использованием местных микрозаводов позволяет создавать очень привлекательные, но доступные по цене электромобили.

Они разработаны для вашего города и изготовлены в вашем городе», — приводит пресс-служба Arrival заявление Дениса Свердлова в связи с листингом акций на бирже Nasdaq.

Очень часто так получается, что за границей инновационный бизнес у выходцев из России куда более успешен, а, казалось бы, аналогичные предприятия на родине терпят крах, считает автоэксперт Сергей Ифанов. Он приводит в пример стартап Виталия Пономарева, который в 2013 году предложил транслировать голографическое изображение на лобовое стекло автомобиля.

Лид-инвестором проекта в итоге выступило не правительство России или отечественные частные компании, а китайский IT-гигант Alibaba, инвестировавший $18 млн. Сейчас в работе Пономарева участвуют уже крупные автоконцерны Porsche и Hyundai, а суммарный вклад участников превысил $100 млн.

«В тоже время внутри России у нас череда неудач в попытке создать простой электромобиль — начиная от «Ё-мобиля», и заканчивая последними провалами типа Matrёshka или Zetta. Сейчас еще появилась «Кама-1» без какой-то перспективы, даже ее заказчик — «КамАЗ» — отмежевался от конкретики по выпуску электромобиля,

— говорит Ифанов. — Объясняется это тем, что взгляд государства обращен назад в углеводородное прошлое, но каждый новый кризис доказывает, что время нефтяных империй прошло. Кто этого не поймет — станет аутсайдером, не зря саудиты, к слову, скупили на корню американский электро-стартап Lucid Motors».

Рано или поздно Россия вольется в контекст общемировых тенденций и электрокары будут производиться и активно покупаться в России, но сейчас это неинтересно ни россиянам, ни государству, констатирует аналитик по автопрому «ВТБ-Капитала» Владимир Беспалов.

По его словам, во многих западных странах введено жесткое экологическое регулирование с одной стороны и поддержка электротранспорта с другой. Это стимулирует компании и инвесторов вкладывать в инновационные разработки, такой бизнес представляется весьма перспективным для инвесторов. В России всего этого нет, соответственно, нет и общественного запроса, отмечает эксперт.

«Кроме того, есть проблема холодного климата и отсутствие зарядной инфраструктуры для электротранспорта: если в Москве еще что-то есть, то в масштабах всей страны можно сказать, что нет. Такой бизнес требует больших инвестиций, которых нет в России.

И не стоит забывать, что в России все еще достаточно дешевый бензин, поэтому без поддержки электрическим технологиям пока развиваться достаточно сложно»,

— сказал «Газете.Ru» Беспалов.

По оценкам Blomberg, рынок коммерческих электрокаров вырастет с сегодняшней низкой базы до трех миллионов единиц к 2025 году и к девяти миллионам — к 2030 году. В Arrival отмечают, что для достижения прибыльности им не требуется никакого дополнительного капитала. Уже к 2023 году они планируют выйти на положительный денежный поток, а к 2024 году годовой доход должен составить более $14 млрд. Впрочем, из твердых заказов у компании пока что есть только контракт с UPS на $1,2 млрд.

Новости и материалы
Кишечные микробы могут действовать как запасная печень, узнали ученые
Российские космонавты на МКС провели тренировку в скафандрах «Орлан»
Делегация Северной Кореи отправилась в Иран впервые за 5 лет
В Харькове повреждены многоэтажные здания, есть раненые
Экс-спикер Рады: отказ украинцам в консульских услугах приведет к потере целого поколения
Две трети россиян признали бесполезным худеть к лету
Ученые узнали, почему людям так сложно возрождать старую дружбу
Россиянам напомнили о льготах при поступлении в вузы в 2024 году
Госсекретарь США обсудит в Китае Россию
Ученые создали искусственные клетки и научились программировать их поведение
В аэропорту Сочи на борту самолета был задержан неадекватный пассажир
Половина россиян не знают симптомы диабета
Армянский архиепископ пригрозил проклятием за забвение геноцида
Нападающий ЦСКА заявил, что рад смене тренера
Стали известны подробности задержания замминистра обороны
Эрдоган назвал Нетаньяху Гитлером
Байден заявил, что США являются единственным мировым лидером
В органах рассказали об оперативной разработке по делу замминистра обороны
Все новости