Оптовому рынку бензина удалось избежать серьезного кризиса: противостояние трейдеров и госкомпании «Роснефть» привело к локальному дефициту бензина АИ-95 и росту оптовых цен на эту марку. Причиной дефицита стало намерение трейдеров надавить на цены: они открывали короткие позиции на ноябрь, однако «Роснефть» ответила резким снижением отгрузки с Рязанского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ). Игроки рынка не нарушали формальных правил игры, однако противостояние все равно стало поводом для совещания Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на участников совещания.
Средний объем отгрузки с НПЗ «Роснефти» в период с 1 по 25 октября составлял около 1,3 тыс. тонн в сутки, однако после 25 октября объем упал более чем в 10 раз, до 250 тонн. По данным источников издания, снижение отгрузки связано с борьбой с трейдерами, которые открывали короткие позиции, не имея при этом бензина, но рассчитывая на то, что цена на топливо продолжит падать и они смогут продать бензин дороже, чем купили у «Роснефти». «Роснефть» предлагала АИ-95 по цене 39,9 тыс. руб. за тонну. При этом если сделка трейдера и клиента срывается, он будет вынужден оплатить неустойку в 5% от контракта.
«Роснефти» подобное давление на цены невыгодно, так как от этого страдает выручка компании. Сократив отгрузку бензина, «Роснефть» лишила трейдеров возможности провернуть собственный замысел, и в итоге многие трейдеры не смогли выполнить контракты.
По данным издания, на совещании ФАС обе стороны упрекали друг друга, однако регулятор однозначной позиции не продемонстрировал. Глава профильного управления ФАС Дмитрий Махонин пообещал, что ведомство будет следить за всеми нарушениями, которые могут повлиять на рынок, включая и использование торговых роботов, наличием которых могут похвастать далеко не все трейдеры.