Слушать новости
Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

ПФР

Большинство пенсионных вопросов можно решить, не выходя из дома

Пенсионный фонд России о развитии собственных электронных услуг

Какие услуги Пенсионного фонда можно получить через интернет не отрываясь от мобильного телефона и ради каких еще нужно приходить в отделения лично, что можно узнать о своей трудовой деятельности онлайн и как проконтролировать страховые взносы работодателя — об этом в интервью «Газете.Ru» рассказала первый заместитель главы ПФР Лилия Чижик.

— Лилия Ивановна, какова цель перехода Пенсионного фонда к предоставлению гражданам госуслуг в электроном виде?

— В первую очередь перевод услуг в электронный вид – это запрос времени и общества. Уровень проникновения интернета в нашу жизнь растет с каждым днем. Сегодня, не вставая с дивана, можно оплачивать услуги ЖКХ, делать покупки в интернет-магазинах, писать письма и т.д. А если у вас есть смартфон, вы даже не привязаны к компьютеру и можете получить услугу где угодно.

Пенсионный фонд стремится идти в ногу со временем и максимально упростить людям получение услуг. Могли бы вы еще несколько лет назад представить, что сегодня можно обратиться за пенсией, скажем, сидя в вагоне метро? А это уже реальность. В идеале мы хотим сделать так, чтобы необходимость приходить в наши клиентские службы была как можно меньше.

Если вам нужна та или иная государственная услуга, которую оказывает ПФР, перед визитом в клиентскую службу сначала обратитесь на сайт Фонда — с большой долей вероятности вы сможете решить вопрос, не выходя из дома. Через личный кабинет можно подать заявление на назначение пенсии, ряда социальных выплат, изменить способ доставки пенсии, оформить материнский капитал, проверить свой стаж и количество баллов, рассчитать будущую пенсию и многое другое — всего свыше 30 государственных услуг. Все они объединены на сайте Пенсионного фонда --es.pfrf.ru.

— Каковы сроки рассмотрения обращений, которые направляются через интернет?

— Такие же, что и при личном визите; предельные сроки определены законом. Большинство услуг, которые оказывает Пенсионный фонд, относится к категории «сложных» услуг, когда мы обязаны проверять сведения или приходится запрашивать информацию у других ведомств. Например, направляем запросы – не лишена ли мама родительских прав, или ожидаем ответ из архивов.

Другое дело – это так называемые сервисы информирования. Они оказываются в режиме реального времени. Если вы решили узнать о продолжительности своего стажа и количестве пенсионных баллов, об остатке средств материнского капитала на счете, о размере назначенной пенсии и т. д. – всю эту информацию можно получить сразу же на экране вашего компьютера.

 Первый заместитель главы ПФР Лилия Чижик
Первый заместитель главы ПФР Лилия Чижик
ПФР

— Какие услуги можно сейчас получить через сайт ПФР? И нужно ли для этого где-то регистрироваться?

— Все наши электронные услуги объединены в один портал на сайте Пенсионного фонда – es.pfrf.ru. Он структурирован не только по типу услуг (пенсии, социальные выплаты, материнский капитал и др.), но и по доступу к ним – с регистрацией или без регистрации.

Чтобы ими воспользоваться, нужно быть зарегистрированным на едином портале госуслуг gosuslugi.ru и иметь подтверждённую учётную запись. Дополнительная регистрации на сайте ПФР не требуется. Если вы не зарегистрированы на едином портале госуслуг, с этим вам также помогут в клиентской службе ПФР.

В Личном кабинете будущие пенсионеры могут контролировать пенсионные отчисления работодателей. Те, кто уже собирается на пенсию, могут оценить свои пенсионные права: баллы и стаж, рассчитать примерный размер пенсии и обратиться за ее назначением. Пенсионеры – управлять доставкой пенсии и получать справки. Например, можно заказать справку о размере пенсии и иных социальных выплат. Если пенсионер решил начать или прекратить трудовую деятельность, то он также может заполнить заявление в личном кабинете. Личное присутствие уже не понадобится.

Отдельно представлены сервисы по материнскому капиталу. Родители могут подать заявление на выдачу сертификата, на распоряжение средствами по основным направлениям, а потом узнать остаток материнского капитала.

Если же вы хотите записаться на прием в Пенсионный фонд, задать вопрос online, направить обращение, сделать предварительный заказ документов или справок и др. – сделать это можно и без регистрации на портале госуслуг.

— Сколько граждан пользуются услугами личного кабинета? Какие самые востребованные услуги?

— В целом с 2015 года зафиксировано более 11 млн обращений к сервисам Личного кабинета. По мере того, как ПФР запускает новые услуги в электронном виде, объем запросов растет. Потенциальное количество пользователей нашего Личного кабинета – более 30 млн человек, именно столько россиян сейчас зарегистрировано на сайте госуслуг.

Если говорить о самых популярных услугах среди работающего населения, то это в первую очередь информирование о сформированных пенсионных правах. Люди интересуются – какой у них стаж, сколько накопилось пенсионных баллов. В части материнского капитала популярней всего сервис информирования об остатке материнского капитала. Люди предпенсионного возраста чаще всего подают заявления о назначении пенсии. Нынешние пенсионеры – заявления об изменении способа доставки пенсии.

Также мы запустили сервисы, позволяющие подать заявление онлайн на назначение ЕДВ и НСУ. При подаче заявления на выплату НСУ можно выбрать вид выплаты: натуральная форма или денежный эквивалент.

— «Северяне» имеют право на досрочную пенсию, то есть, у них ситуацию не вполне типовая. Могут ли подобные категории граждан найти в электронном сервисе что-то полезное для себя?

— В части формирования стажа и отражения его в Личном кабинете досрочники ничем не отличаются от «обычных» пенсионеров. Они ровно так же видят периоды своей работы и в случае расхождений, например со своей трудовой книжкой, могут обратиться к нам или к работодателю.
Благодаря заблаговременной работе, которую мы провели и продолжаем вести, сейчас на лицевых счетах граждан имеется практически вся информация о всех периодах трудовой деятельности граждан. Нам важно, чтобы сам гражданин заранее проверил ее. Особенно это касается досрочного обращения за пенсией.

Практика показывает, что при подаче заявления через Личный кабинет в 4 из 5 случаев пенсия назначается гражданам без визита в ПФР и представления дополнительных документов.

Если говорить конкретно о пенсионерах-«северянах», то для них мы предусмотрели возможность подать через Личный кабинет заявление о компенсации фактически произведённых расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

— Действительно ли предоставляется услуга через сайт ПФР по контролю за уплатой страховых взносов работодателем? Каков механизм такого контроля? Если выясняется, что работодатель нарушает пенсионные права?

— Ранее всем рассылались так называемые «письма счастья». А теперь о сформированных пенсионных правах можно узнать в личном кабинете и даже в мобильном телефоне через приложение ПФР. В Личном кабинете гражданин видит подробные данные о периодах своей трудовой деятельности, местах работы, размере начисленных работодателями страховых взносов в разбивке по годам. Эти данные сформированы на основе информации, которую ПФР получил от работодателей. И если вы видите, что страховые взносы начислены не в том объеме, в котором должны, – вам стоит прояснить этот момент с работодателем или даже обратиться в трудовую инспекцию или суд.

Нужно подать письменное заявление в адрес работодателя, в том числе бывшего. По закону в срок не позднее трех рабочих дней после получения заявления, работодатель обязан вам предоставить копии документов, которые связаны с вашей трудовой деятельностью. Это копии приказов о приеме на работу, о переводах на другую работу, об увольнении; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, об уплаченных страховых взносах и др. Все копии работодатель обязан оформить надлежащим образом, заверить печатью и представить безвозмездно.

Если организация уже ликвидирована, нужно обращаться к правопреемнику работодателя или в вышестоящую организацию. Или же в архив. После чего вы представляете эти документы в Пенсионный фонд.

— Вы упомянули о мобильном приложении ПФР. Что это за сервис?

— Мобильное приложение, запущенное весной этого года – это по сути личный кабинет гражданина, только в смартфоне. Услуги так же разделены на две категории «с регистрацией» и «без регистрации». Процедура входа в личный кабинет ничем не отличается от десктопной версии. Это очень удобно, когда под рукой нет компьютера, а смартфон у вас в кармане. Можно быстро записаться на прием или заказать справки. А с регистрацией можно наблюдать состояние своего индивидуального лицевого счета. Родителям доступны сервисы информирования о материнском капитале.

— Насколько точна информация о размере будущей пенсии, которую можно получить на пенсионном калькуляторе?

— Она точна настолько, насколько точно вы сможете предугадать свое будущее, в том числе на десятилетия вперед.

Когда мы разрабатывали калькулятор, нашей целью было дать работающему человеку инструмент, который ему наглядно покажет, как формируются пенсионные права и рассчитывается пенсия. Вы меняете параметры своей будущей трудовой деятельности и сразу видите, как на размер пенсии влияют размер зарплаты, стаж, «нестраховые» периоды и др.

А вот рассчитать размер пенсии на текущий момент можно точно: берете количество своих баллов, умножаете на стоимость балла (в 2017 году это 78,58 руб.) и прибавляете фиксированную выплату (в 2017 году 4 805 руб. 11 коп.). В итоге получаете свой размер пенсии, если бы вы вышли на нее сегодня.

— Пенсионеры не самые продвинутые пользователи интернета. Например, помогает ли ПФР гражданам в регистрации на сайте? Организует ПФР курсы компьютерной грамотности?

— Во многих клиентских службах Пенсионного фонда есть администраторы, которые всегда готовые помочь людям старшего поколения в технических вопросах. По возможности устанавливаем «гостевые» компьютеры. Ими в том числе при помощи администратора могут пользоваться те граждане, у которых нет компьютера дома. Конечно, сначала надо зарегистрироваться на сайте госуслуг, а потом получать в электронном виде и наши услуги. Подтверждение учетной записи или регистрации на ЕПГУ – это тоже задача наших территориальных органов.

Для повышения уровня компьютерной грамотности пенсионеров субъекты РФ организуют курсы. Если раньше эта работа велась на общественных началах, то теперь в рамках реализации соцпрограмм субъектам РФ выделяются на эти цели небольшие деньги. Пенсионный фонд вместе с Ростелекомом издал учебник «Азбука интернета», который является хорошим самоучителем для людей старшего поколения. Возможность пользоваться электронными услугами должна быть у всех, вне зависимости от возраста.

— Какие электронные сервисы ПФР планирует запустить в будущем?

— Сейчас Пенсионный фонд переводит в электронный вид услуги для менее многочисленных категорий получателей наших госуслуг. В ближайшее время через интернет можно будет обратиться за перерасчетом пенсии, компенсационной выплатой по уходу и т. д. В будущем мамочки смогут получить сертификат на материнский капитал в электронном виде. В конечном итоге необходимо к 2018 году довести объем оказания электронных услуг до 70%. Такая задача поставлена перед нами указом Президента РФ.

— Пенсионный фонд России стал администратором ФРИ. Что это такое? С чего все начиналось?

— В 2017 году ПФР запустил масштабный проект — Федеральный реестр инвалидов. Это единая база данных для всех ведомств и организаций, которые занимаются вопросами реабилитации инвалидов, а также для самих граждан. В рамках проекта человеку доступен личный кабинет инвалида. В нём можно получить информацию о группе и сроке инвалидности, индивидуальной программе реабилитации, её исполнении, услугах и др. В личном кабинете можно узнать о размере и виде назначенной пенсии, а также обо всех соцвыплатах, установленных по линии ПФР. Если гражданин только получил статус инвалида, через личный кабинет он сможет направить заявления в ПФР на установление пенсии и ежемесячной денежной выплаты. Доступ осуществляется через учётную запись на едином портале госуслуг. Полный перечень всех льгот и услуг, положенных конкретному гражданину с инвалидностью на федеральном и региональном уровнях, будет представлен в личном кабинете к концу 2018 года.

— Каковы дальнейшие планы по усовершенствованию системы?

— В ходе следующего этапа предстоит выполнить целый ряд важных задач. Прежде всего, запланированы мероприятия по расширению нормативно-правовой базы, что позволит оказывать инвалидам государственные и муниципальные услуги на основании сведений из ФГИС ФРИ без запроса у других ведомств и самих инвалидов дублирующих документов и сведений. Вся информация во ФГИС ФРИ является юридически значимой. Сейчас к ФГИС ФРИ подключаются все заинтересованные ведомства, в том числе на уровне субъектов РФ. Информационный обмен будет производиться через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Для этого все сервисы предоставления сведений разработаны и зарегистрированы. Также ведется большая межведомственная работа по сверке информации от ведомств и загрузке сведений от органов субъектов РФ, оказывающих услуги инвалидам.

С 2018 года реестр инвалидов будет наполняться сведениями об исполнении индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов) органами власти субъектов Российской Федерации, иными организациями, оказывающими услуги инвалидам.

— Как инвалиду можно воспользоваться системой?

— Для инвалидов специально создан Личный кабинет, в котором гражданин, признанный инвалидом, может получить информацию об инвалидности, о рекомендованных и исполненных мероприятиях реабилитации и абилитации, положенных и предоставленных услугах и выплатах, а также обратиться за предоставлением услуг в электронном виде.

Для входа необходимо зарегистрироваться на портале государственных услуг (gosuslugi.ru), подтвердить свою учетную запись. На сайте https://sfri.ru/ нужно зайти в свой личный кабинет с логином и паролем портала Госуслуг.

— Помимо создания и администрирования ФРИ, ПФР готовится к запуску системы социального обеспечения, так называемого ЕГИССО. Расскажите подробнее, что это за система?

— Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) является информационной системой, позволяющей получать гражданам и органам власти актуальную информацию о мерах социальной поддержки, оказываемых из бюджетов всех уровней, как в отношении отдельно взятого человека, так и в целом по стране, а также получать сведения, необходимые органам власти для предоставления мер социальной поддержки.

Внедрение данной системы повышает эффективность государственного управления в области государственной социальной помощи, повышает уровень информированности граждан о правах на социальное обеспечение и снижает их физические и временные затраты при получении тех или иных мер социальной поддержки.

Также одной из задач, поставленных перед информационной системой, является обеспечение возможности применения принципов адресности и критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки.

Кроме того, данная система позволяет проводить аналитику по интересующим показателям в сфере социальной поддержки граждан и, как следствие, прогнозировать расходы бюджетов в части выполнения социальных обязательств государства.