Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Русская рулетка» для подопытных мышей

Политолог

В средние века эпидемии чумы считались наказанием Божьим. Впрочем, наказание могло принять и другие формы. Римляне много ранее, к примеру, полагали, что Геркуланум и Помпеи погибли не просто так под пеплом Везувия, а были наказаны «за разврат» и преувеличенное значение похоти в их повседневной жизни.

Однако несмотря на все эти кары, люди как-то до сих пор выкручивались.
Кстати сказать, если все же на минуту усомниться в том, что старик Дарвин был так уж прав по части своей теории происхождения видов (а когда смотришь на все эти произошедшие виды, то разум совершенно, надо признать, отказывается присягать теории эволюции – ну не может это все быть результатом каких-то там постепенных изменений под воздействием внешней среды), то все происходящее на Земле последние десятки миллионов лет вполне вписывается в теорию «подопытных мышей». В том смысле, что кто-то большой и сильно умный ставит на Земле бесконечный эксперимент, где этап «люди» – завершающий.

«Homo sapience», надо признать, оказались на редкость живучими «мышами». С явной претензией на то, чтобы устанавливать собственные порядки в «лаборатории». Не то чтобы самые разумные из всех возможных правил, но, главное, свои. При этом никак не желая определяться, что же именно лежит в основе этих правил. Бесконечная доброта или неимоверная жестокость. Альтруизм или корысть. Стремление к самосохранению как вида или, напротив, суицидальные инстинкты, ведущие к самоуничтожению. Любовь или ненависть. Свобода выбора или диктатура обстоятельств.

Поэтому, ввиду особой сложности и изворотливости таких подопытных, видно, «там наверху» все время вбрасывают новые и новые вводные. К которым «мыши» никогда не готовы – они всегда заняты чем-то другим. Как правило, более суетным.

И вот. А ну-ка, мол, посмотрим, как вы теперь покрутитесь. С чумой бороться научились? Тогда получите искушение ядерной бомбой. Слабо рвануть? Рванули один раз и стали остерегаться? А вот вам, извольте, СПИД. Аккурат возник после того, как люди объявили, что отныне на Земле не осталось неизлечимых массовых (эпидемических) заразных болезней, даже вакцинацию от оспы прекратили на радостях (тоже, как сейчас выяснилось, поторопились). Так что СПИД? Ах, там самые из землян умные презервативы понадевали и колоться стали одноразовым шприцем? То есть какая-то категория умников надеется, стало быть, уцелеть. Тогда вот такая «новинка»: грипп, к которому уже все привыкли, но на сей раз смертельный. Передается воздушно-капельным путем. То есть – всем угрожает в одинаковой степени, группа риска расширяется до размеров всего человечества. Называется почти безобидно — «атипичная пневмония». SARS.

Наверное, в каждое из столетий человеческой истории, кое у кого обязательно складывалось впечатление, что количество напастей на ограниченное количество человеческих душ начинало зашкаливать, приближаясь к метке, которую условно стали называть термином Страшный суд. В смысле – конец эксперимента. Однако что-то не припоминается столь плотной концентрации этих напастей до той степени, чтобы они угрожали всему роду человеческому в целом.

Скоропостижно ухудшающаяся экология, умножить на химическое и ядерное оружие в руках отпетых параноиков типа Ким Чен Ира, умножить на неуемное желание других параноиков (что христианских, что исламских) перестраивать мир по своему непременно разумению, умножить на тот же СПИД, умножить на SARS и так далее. Получается слишком много. Слишком много — сравнительно со способностью решать все эти проблемы по мере их все более ускоряющегося поступления. «Подопытные мыши», кажется, начинают сильно проигрывать в темпе экспериментаторам.

Пока реакция на эту самую пневмонию выглядит скорее экзотично: где-то на Востоке отменили конгресс, где-то – спортивные соревнования. Элтон Джон, кажется, отказался ехать в Торонто. Сам город Торонто объявили «не рекомендуемым для посещения». Это уже напоминает средневековые противочумные карантины. На уже несколько азиатских авиакомпаний практически прекратили покупать билеты. Уже есть случаи разворачивания самолетов в воздухе после того, как кто-то на борту начинал слишком надсадно кашлять и чихать. По улицам китайских городов ходят уже миллионы людей в масках. В одном из российских сибирских городов самолет с подозреваемым в загадочном заболевании после посадки окружил вооруженный спецназ. Все пассажиры потом были изолированы. В московской школе, где ученики побывали в Китае, родители потребовали запереть возвратившихся дома и изолировать от остальных детей.

И эта вся «экзотика» — всего лишь после нескольких недель эпидемии, в которой число заболевших по всему миру на более чем шесть миллиардов не превысило еще и 10 тысяч. Но если дальше так пойдет, то где-нибудь через полгода--год мы все будем жить уже совсем в другом мире. Вчитываться в неумолимую в своей убийственности статистику: заболевает при контакте с вирусом примерно половина. Из них каждый десятый болеет в крайне тяжелой форме. Около пяти процентов заболевших умирают. Ни вакцины, ни лекарств от этой заразы нет и в ближайшие пару лет не предвидится. Оглянитесь вокруг на своих друзей, близких и знакомых. Пересчитайте их.

И можете начинать готовиться жить другой жизнью.

Закрытые границы, города и страны. Хождение в масках в публичных местах. Тщательное избегание этих самых публичных мест – улиц, концертов, стадионов и ресторанов.

Страх.

Всеобщая подозрительность и враждебность, когда в каждом чихающем начнут подозревать потенциального убийцу и требовать его жесточайшей, невзирая на все человеческие права и свободы, изоляции. Это как минимум. В принципе люди мало ушли от средневекового состояния, когда дома прокаженных и чумных больных сжигали, иногда вместе с обитателями. Это они только в спокойной обстановке изображают из себя политкорректность, терпимость и демократичность, а когда дело доходит до собственной шкуры – звери зверьми.
Вот увидите.

Карантинные фантазии разных государств и политических режимов будут развиваться в зависимости от их режимных способностей. Тут – простор большой. Однако это всегда – в той или иной степени военное или чрезвычайное положение.

Впрочем, быть может, все это какие-то страшные фантазии. Быть может, «подопытных мышей» и на сей раз пронесет. В конце концов, летальность пока даже ниже, чем при игре в «русскую рулетку» на семизарядном кольте. Или все же подопытные мыши действительно что-то делают по жизни сильно не так?