Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Порядок исключения

Политолог

Россия, как широко известно и внутри нее, и далеко за пределами, страна исключений: то, что одним нельзя, то другим можно. Причем и одним нельзя, и другим можно – согласно одним и тем же правилам. Из которых всегда есть исключения, надо только хорошенько поискать.

Исключения такие даже не всегда могут делаться исходя из каких-то непременно корыстных соображений, хотя, конечно, корыстные соображения всячески способствуют развитию гибкости ума и сообразительности по части поиска возможных исключений. Но иногда бывает довольно и просто доброго слова обозленной на себя и на весь мир «хозяйке исключений» средних увядающих лет в какой-нибудь конторе. Или, напротив, молодой гормональный наигрыш, адресованный несравненно более юной особе, способен расколупать сквозь нечеловечески злобное хамство донельзя эротическую и ласково-похотливую натуру. Способную, разумеется, на исключения для расковырявшего. А еще есть звонки дальних знакомых. Вдруг обнаружившееся совместное хобби. Землячество. Бартер человеческих взаимных услуг – да мало ли чем можно вызвать к жизни Его Величество Исключение из дурацких российских бюрократических писаний. На худой конец есть деньги и вельможное покровительство. А вот это уже не для всех!

Всеобщность исключений, пронизанность «исключительными» отношениями всех сторон и повседневной, и высокой – политической – жизни создает у иных граждан впечатление в высшей степени демократического характера царящих на наших просторах межчеловеческих отношений. Мол, сколь бы суровы и тупоумны ни были б писанные правила, мы, мол, братан, с тобой всегда договоримся. Согласно исключению. Это, впрочем, есть великое заблуждение, ведущее к нарушению субординации и потрясению основ. Потому как есть исключения, а есть Исключения.

Каждый должен знать свой шесток, где ему вольно разруливать, договариваться, мухлевать и попирать формальные правила. Но вот прежде чем прыгнуть шестком выше, дабы попирать уже другие правила, для другого сословия писанные – надо десять раз подумать. Помните, как было у древних (в адаптированном русском переводе)– те исключения, которые позволены Юпитеру, не позволены быку.

На самом верхнем шестке сидят те, кому, быть может, и неведомы мелкие исключения (по причине неподвластности обитателей нижнего яруса непосредственно обитателям высшего), зато они всемерно вкушают прелести подлинных, больших исключений. К примеру, имеют удовольствие ездить на красный свет и с мигалкой, а еще пуще – по резервной полосе и тоже на красный свет и с мигалкой. Или входить в самолет через специальное место из трех букв – VIP. Недавно вот открылось, что даже вертолетные компании делятся на тех, у кого есть некая загадочная лицензия на перевозку первых лиц (например сахалинских губернаторов), и тех, у которых такой лицензии нет. Да мало ли чего еще. Все вместе – с VIPами, своими тусовками, клубами, казино, ресторанами, элитными коттеджными поселками и одним и тем же набором эскортных девиц — это ведь круто.

А теперь представьте себе, как бывает обидно, когда вся эта безмерная крутизна заканчивается, как это принято «у них там» говорить – у кромки воды. То есть на границе. Потому как наш самый что ни на есть VIP, со всеми своими исключениями-комплексами, скажем, где-нибудь в Европе – просто турист, ничего себе особенного. И даже входит он в Европу через тот же самый вход, что и все прочее общегражданское, с его точки зрения, быдло. Более того, он там человек не первого сорта, а что еще хуже – почти не может претендовать на привычные исключения. Поэтому уже давно замечено: они там и ведут себя скромнее, и интервью журналистам-соотечественникам дают не в пример охотнее (то есть им там менее западло общаться), и вообще какие-то они становятся пожухлые в своей кичливости. И последний полицейский может его штрафануть за превышение скорости, а какой-нибудь клерк будет на него смотреть свысока своего общеевропейского гражданства.

Более того, он к этому клерку еще придет и за визой. Вот она — уравнитель всех российских сословий и исключений. Шенгенская виза. Или американская – все равно. Громче всех, кстати, обычно возмущаются отказами и прочими визовыми неприятностями обитатели верхних шестков нашего сословного общества. Да как же, мол, так! Мне, такому исключительному и крутому, какой-то там клерк что-то там лопочет про «общие основания»! Не знаю, мол, и знать не хочу ничего про общие основания. Потому как не привык.

И вот тут родился план. Вовсе не гениальный, нет. Обычный. Тот, который и должен был родиться в нашей сословной стране. План заключается в следующем. Если уж так по жизни сложилось, что кольцо шенгенское все туже затягивается вокруг отеческих границ (уж и бывшие солагерники, и три бывшие балтийские «союзницы» – все ввели визы, которые скоро станут шенгенскими), то как бы так сделать, чтобы нашу всероссийскую «резервную полосу» продлить от Рублево-Успенсокого шоссе прямиком через отеческие VIP-залы да в Европу. В том смысле, чтобы поручить МИДу вступить в неравный, но священный бой с единой еврогидрой за права высшего сословия в лице обладателей служебных и дипломатических паспортов. Мол, пусть все прочие русские «сверчки» ездят в Европу через консульские отделы, а эти, «сине-зеленые» – без виз. В порядке исключения.

Эксперимент наши предлагают обкатать сначала на Кипре и Мальте, которые в ЕС вступают и которые – острова, с них не убежишь. Если получится – «резервную полосу» будут расширять. Да и аргумент выдвигают сильный: это ж все (за кого, мол, хлопочем) элита нации, белая косточка, голубая кровь, соль земли нашей.

Европейцы, воспитанные в традициях равенства и до занудства не любящие исключения, пока артачатся. Во-первых, говорят они, это только с вашей точки зрения, это белая косточка и голубая кровь. А с нашей, говорят, в большой мере подозрительные типы, непонятно каким образом нажившие свои нынешние состояния. Может, даже – преступным. Во-вторых, говорят, у вас этих «сине-зеленых» аж 30 тысяч штук напечатано. Кто все эти люди? Это что ж такой за спецконтингент такой? Больше он, наверное, только у китайцев, что в общем понятно.

А я вот думаю, зря они артачатся. В сущности 30 тысяч – это ведь немногим более сотни авиарейсов. Недели за две-три управились бы. Даже может имеет смысл на билет кому скинуться, если кто особо жадный.

Зато как потом, после их отъезда-исключения резко упорядочилось и оздоровилось бы дорожное движение. Да разве ж только оно!

Автор – шеф-редактор газеты «Известия»

Новости и материалы
В Эквадоре объявили чрезвычайную ситуацию национального масштаба
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Россиянам рассказали, где можно будет бюджетно отдохнуть летом
В США произвели почти центнер обогащенного урана
Все новости