Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Выйти на площадь

Политолог

Правильно ли сгонять людей на митинг? Я имею в виду те митинги протеста против террора, которые прошли в Москве и стране Россия на прошлой неделе. При всей своей нелюбви к добровольно-принудительным мероприятиям подобного рода, я, в данном случае, не знаю ответа на этот вопрос для себя.

С одной стороны, вроде, пошло и в своей пошлости тоскливо: какие-то казенные дядьки говорят казенные речи под казенными плакатами. И видно, что дядек их собственные речи не забирают. Какие-то фальшивые апелляции к Америке и дяде Блэру, чтобы вели себя искренне и отдали нам двух чеченских сепаратистов, которым они дали политическое убежище. Почему, спросите, фальшивые? Потому что, во-первых, уровень антиамериканизма в стране настолько велик, что явно просеянные через сито официозной политкорректности якобы «гневные» (а на самом деле – нет) филиппики в адрес Буша и Блэра не отражают ни этот уровень, ни тем более славных традиций «антиимпериалистической борьбы» советского прошлого.

Во-вторых, хоть бы как наши политики не любили Америку, она оказалась все же совсем непричастна к захвату школы в Беслане, а относительно нашей гражданской авиации она же три года кряду (после 11 сентября) тыкала нам в нос нашей же провальной системой безопасности на транспорте. И оказалась права.

Вялые антиамериканские лозунги, равно как и антибританские (митинги были организованы около соответствующих посольств), понадобились организаторам, скорее всего, лишь для того, чтобы не выходить на митинги уж совсем без лозунгов. Тогда стал бы совсем уж очевиден по сути беспрецедентный для всей нашей славной отечественной политической традиции казус: митинг протеста вроде как есть, а врага на нем никакого не обозначено. И что еще хуже – не обозначено никакой внятной идеи вообще.

Последнее обстоятельство, казалось бы, еще сильнее подталкивает к тому, чтобы пакостно обругать эти митинги как насквозь фальшивые и натужные официозные акции.

Но что-то останавливает…

А останавливает то, что никаких других – именно массовых – общественных проявлений солидарности с несчастными детьми Беслана по всей стране не случилось.

Да, много, во много раз больше обычного, людей бросились сдавать кровь. Да, другие стали собирать игрушки и подарки бесланским детям в больницах. Да, открыты счета помощи пострадавшим. Люди – будем надеяться, что их будет много—перечисляют туда деньги.

Но, увы, подавляющему большинству обывателей, поохавших и посокрушавшихся в дни трагедии у телевизора, опять, по большому счету, все по фигу. Даже такое. Они просто посмотрели страшное кино – эдакое action movie – и вышли на улицу, чтобы тут же все забыть и чтобы все в их жизни снова все было так, как было раньше.

Пошло.

Рутинно.

Пофигизм эпохи большого террора.

Нескончаемая пивная пена дней.

Любопытно: людей согнали на митинг (на Васильевском спуске в Москве) ровно в тот же день, когда 150 тысяч толком не знающих, где находится Северная Осетия, итальянцев вышли на улицы Рима САМИ. Правительство Берлускони не свозило их к Колизею на автобусах, не раздавало купленных за бюджетный счет свечей или плакатов протеста против террора. Люди сами зажгли свечи, сами вышли на улицы, сами додумались до того, чтобы скорбеть по далеким бесланским детям.

А у нас мало кто САМ до чего не додумался. Почти никто. Значит, надо учить?

Многие возразят, что ТАК не учат, что так только дискредитируют саму идею, выхолащивая подлинные человеческие чувства официозной фальшью. Не знаю. Не уверен. Никогда бы раньше не подумал, что могу быть в этом не уверен.

Но сегодня степень душевной и нравственной дремучести общества оказалась такова, что катастрофически утрачены уже, кажется, все даже самые примитивные нравственные ориентиры. Тупые бандитские сериалы, безмозглые шоу и такой же теле-юмор, такая же бандитская, вконец обыдлевшая жизнь вне телевизора, в которой «официальный» суд видится едва ли справедливее бандитской «стрелки» и разборки по понятиям, полное смешение в мозгах насчет того, как можно и как нельзя (в смысле неприлично) жить и зарабатывать на жизнь, отсутствие каких-либо авторитетов в лице как отдельных представителей власти, так и власти вообще как института, полное забвение всяких моральных принципов и абсолютное торжество беспринципного цинизма. Все это вместе опустило страну на уровень если не каменного века нравственности, то в средние века точно.

А тогда, помнится, начатки того, что сейчас стало цивилизованностью, именно насаждали. Как именно насаждают в головах неразумных малых детей начатки того, что такое хорошо и что такое плохо. Дети ведь тоже сначала просто не умеют ни скорбеть, ни сопереживать, ни вникать в тонкости душевные всякого иного человека, в том числе собственного родителя.

Люди в таком примитивном, тупом, безмозглом и бесчувственном состоянии в большинстве своем даже не догадываются, что нужно (в смысле нравственно нужно) делать во времена подобных национальных трагедий. Так пусть, может, хоть на «официальном» митинге побудут, вспомнят (кому есть что), что вообще-то в жизни бывают моменты, когда НАДО ВЫЙТИ НА ПЛОЩАДЬ. Выйти – по Галичу.

Дело, в конечном счете, не в самом по себе факте хождения толпой или строем по улице – с факельным ли шествием, свечным ли, или без таковых. Дело – в абсолютной необходимости проявления (в любой форме) общенационального духа в дни подобных трагедий. Дело в том, что именно в дни таких трагедий нация должна показать миру, но прежде всего самой себе, что она именно единая нация, а не просто обывательский сброд, живущих каждый сам по себе на огромной то ли полуосвоенной, то ли уже полузаброшенной территории.

Дело сейчас, по большому счету, даже не в том, сумеет ли президент и его окружение построить насквозь коррумпированное чиновничество и полуразложившиеся силовые органы в нечто хотя бы отдаленно напоминающее борьбу с терроризмом. Дело и не в том, куда будет эволюционировать режим. Он все равно, даже если очень захотел бы, не сможет эволюционировать в сторону тоталитаризма, потому что для этого в нации тоже должен существовать некий дух, а его в ней сегодня нет никакого. Дело не только в терроризме, ударившего по нам. Причем не вдруг. Но и помимо терроризма перед обществом сейчас накопилось столько самых разных вызовов (технологическое отставание, загнивание госаппарата и государственной системы вообще, СПИД, демографическая яма, давление с юга и т.д., и т.п.), что в своем нынешнем виде оно абсолютно не способно дать на них вразумительный ответ.

И дело, по большому счету, в том, что если нынешнее российское общество окажется не в состоянии найти в себе силы не просто на элементарную самодисциплину, самоорганизацию и сосредоточенность, но на некую именно нравственную мобилизацию, тогда и эта страна обречена, и обречена вся русская цивилизация в том виде, как она складывалась последнюю тысячу лет. И произойдет этот полный и окончательный крах, по меркам истории, практически мгновенно.

Новости и материалы
Названа причина, почему болельщики не понимают российских футболистов
Стало известно, на что россияне предпочитают жертвовать на благотворительность
Врачи столкнулись с необычным побочным эффектом при лечении рака
Стали известны подробности морального и физического состояния Тимура Иванова в СИЗО
Новым титульным спонсором Ferrari в «Формуле-1» стала компания из США
Вандалы надругались над могилой основателя группы «Король и Шут»
Комментатор объяснил, почему не верит в «Лос-Анджелес» против Макдэвида
Северо-Западный федеральный округ признали наименее лояльным
В Большом театре состоится премьера «Питер Пэн»
Хуситы атаковали два коммерческих судна и эсминец США
Стало известно, почему «Динамо» переиграло «Оренбург»
Ученые выяснили, что братья мужчин-аваров получали их жен по наследству
Экс-тренер сборной России заявил, что ЦСКА и «Спартак» будут много бороться друг с другом
Полноценная ПК-версия Cyberpunk 2077 заработала на Android
Силовики оценили сумму взятки Иванову в 1 млрд рублей
Россиянка сожгла автомобиль бывшего супруга из мести
Ученые выяснили, что у гигантских древних лососей росли бивни
Президент США прочел с телесуфлера подсказку вместе с текстом речи
Все новости