Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Сатурналии & вакханалии

Политолог

Празднования Дня города времен «позднего Лужкова» все больше становятся похожи по своим масштабам на массовые торжественные мероприятия времен поздней Римской империи. Во всяком случае 860-летие Москвы в эти дни отмечался с куда большим размахом, чем 850-летие 10 лет назад, когда это в общем-то еще как-то походило на милый и душевный городской праздник. Не говоря уже о том, сколь скромно отмечалось (в сравнении с нынешним-то размахом) 800-летие Москвы при тов. Сталине, который, собственно, и положил начало традиции праздновать годовщину рождения столицы Империи. Видимо, все это происходит на радостях от того, что президент продлил еще на какое –то время правление нынешнего мэра (стало быть, и всех тех, кто ему близки и небезразличны). Именно на какое-то время – которое до 870-летия Москвы может не продлиться.

Никогда ранее в одно и то же время (в течение двух дней на сей раз вместо одного ранее) не проводилось в городе около 5000 мероприятий, из которых более полутысячи – непосредственно в центре города. Никогда раньше городской праздник не привлекал такой прорвы радостного народу – более 3, а то и более 3,5 миллионов человек. Никогда раньше празднества не охраняло такое огромное количество милиционеров и прочих силовых структур, - было задействовано почти 20 тысяч людей в погонах и в штатском.

Сразу три больницы – Боткинская, Морозовская и им. Склифософского на эти дни объявили, что будут закрыты для всех пациентов кроме тех, кто пострадает от массовых увеселений. Уже это само по себе указывает на то, что городской праздник все более обретает черты стихийного бедствия или массовых беспорядков.
Плюс облавы на мигрантов – излюбленная забава московских властей. Плюс спецслужбы шерстили интернет на предмет поиска злонамеренных замыслов и упреждения нежелательных акций.

Плюс, разумеется, Лужков лишний раз подтвердил, что он является «мэром пешеходов»: против владельцев машин был устроен настоящий, становящийся все более обыденным, террор. Масштабы перекрытия улиц растут от праздника к празднику, и даже те, кто выполняет правила парковки, все равно перемещались эвакуаторами туда, куда предписывал масштаб торжественных празднеств и гуляний.

Трудно совмещать черты праздника и осадного положения, но мы умеем и это!

На все про все было потрачено около 2,6 миллиона долларов, из которых более половины дали спонсоры, с радостью удовлетворившие просьбу московского правительства во имя своего будущего бизнеса на вверенной этому правительству территории.

Ну а помимо всех этих неудобств (безусловно, мелких на фоне массовой радости) – всевозможные концерты, пробеги, спортивные состязания, парады, детские праздники и костюмированные шествия, а также прочие массовые затеи, которые только может себе придумать пылкое чиновничье воображение. Разумеется, был запланирован и разгон облаков – действо, не имеющее прецедентов в мире, где подобное климатическое шаманство считается дорогостоящей порчей окружающей среды.

Плюс два салюта.

И не то чтобы сам по себе праздник вызывает какие-то возражении или сомнения. Дело-то, что и говорить, само по себе хорошее, а людям действительно радость. Чего бы, в самом деле, не побегать, не попеть и не потанцевать, провожая уходящее лето. Все так. Смущает лишь растущий контраст между неукротимой помпезностью под наблюдением милицейского оцепления и растущими (тоже год от году) неудобствами, даже, я бы сказал, негуманностью бытовой московской жизни.

В ней ведь все меньше места остается тем простым человеческим радостям, которые обретают регулярно в начале сентября масштаб чиновничье-милицейских сатурналий и вакханалий. До ужаса мало в Москве (и становится все меньше под ударами точечной застройки) доступных спортивных площадок, доступных для всех – баскетбольных, футбольных, хоккейных. Мало бассейнов. Вне летнего сезона практически недоступны теннисные корты. Нечем толком заняться на многочисленных и потенциально романтических московских набережных – тогда как едва ли не во всех городах мира, где есть хоть какие-то набережные, это самые уютные, самые человечные места времяпрепровождения горожан. Не говоря уже о велосипедных дорожках, по наличию которых Москва, наверное, занимает одно из последних мест в мире.

В начале лета, помнится, был у московских чиновников романтический порыв – открыть «аллею любви» в районе Нескучного сада. Но воплощение даже такой скромной мечты (а там худо-бедно было что-то такое обустроено и оборудовано) продержалось сутки. Потом аллею, опасаясь вандалов, тихо прикрыли, не найдя никакого другого решения. Посему основной формой каждодневного садово-паркового отдыха москвичей остается публичное распитие пива вокруг малохудожественных павильончиков и палаток, откуда несется громкая попса (см. колонку моего коллеги Игоря Свинаренко о посещении им парка в Сокольниках, опубликованную некоторое время назад, к этому добавить, как говорится, нечего). Спасибо хоть, что на День города продажу горячительного в общественных местах ограничили.

Так что все дело не в размахе праздника: было бы здорово все то, что вместили в эти два дня, поровну поделить на все 365 дней в году. Все дело – в серой убогости будней: и поэтому-то не столько мимолетно радует первое, сколько регулярно досаждает второе.