Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Придумайте хоть что-нибудь

Политолог

Вот посади одного человека в самые что ни на есть роскошные условия, корми его, пои, дай машину, дачу, денег, комфорт и услугу чесания пяток на ночь. И скажи ему: «Твори!» Выдумывай, мол, что-нибудь, изобретай. Сделай нам, короче, мужик, инновацию какую-никакую. Он, со своей стороны, старается как может, морщит лоб, подпирает руками голову, ходит по роскошным хоромам туда-сюда, смотрит в окно задумчиво, пишет что-то лихорадочно на бумаге, потом рвет в клочки. А все одно не идет процесс. Нет, короче, никакой от него инновации. Убыток есть, притом огромный, усилия – тоже вроде есть. А инновации – нет.

А бывает наоборот. Человек в нищете, жрать нечего, жить практически негде, кредиторы досаждают, словно назойливые комары, жена пилит или сваливает вовсе, власть имущие даже не замечают, а если замечают, то гнобят. Ну и так далее – все по сценарию о непризнанных (при жизни) гениях. И вот этот изгой, практически ничтожество, творит, выдумывает, изобретает. И после смерти его человечество бывает ему страшно благодарно, хотя ему, конечно, уже от этого ни холодно ни жарко.

Налицо, таким образом, два подхода. И, что примечательно, они вовсе не обязательно срабатывают каждый именно так, как тут выше описано. Скорее, наоборот. У нищего, видимо, все же меньше шансов отличиться в сфере изобретений, чем у человека, пребывающего в достатке. Но только ли достаток играет тут определяющую роль? Какие именно условия нужны, чтобы стать тем «бульоном», где будут вариться изобретения и инновации? Почему одни выдумывают бесконечно и разнообразно, а другие не могут, как ни тужься?

По большому счету, наиболее верным ответом на этот вопрос будет, наверное: а черт его знает, почему. И все же…

У нас сейчас вдруг много заговорили об этом. В смысле об инновациях. Тема модная. Примечена и отмечена на самом верху. Оттуда спущены заказ и наказ. Создана, как водится, комиссия. Она будет думать и изучать (тоже как водится) зарубежный опыт. Чтобы и у нас, значит, сделать так же и даже лучше.

По поводу зарубежного опыта — помню годы эдак 90-е. Много тогда ездили наши ответственные люди, чаще даже за счет принимающей стороны. Смотрели, кивали, цокали языком. Потом между собой уже переговаривались: ну что же, говорили ответственные люди, понимающе глядя друга на друга, у нас-то, конечно, такое не сгодится. У нас ведь совсем другие традиции. В чем другие, почему другие – не уточнялось. Это как бы была непреложная истина. Впрочем, вы же не станете ее оспаривать?

Практически ничего из того, что тогда насмотрели «перенимающие опыт», у нас действительно не было внедрено и не заработало именно так, как это было устроено и успешно работало там. А если даже и формально что-то было внедрено, то на нашей почве вдруг прорастало столь причудливо и даже уродливо, что оставалось лишь диву даваться – как же можно вот так изгадить и извратить все что угодно.

Видимо, теперь подросло уже новое поколение чиновников, которым тоже захотелось прокатиться по миру, поглядеть на инновации, поперенимать опыт. Бог в помощь, как говорится.

Еще, говорят, есть такой опыт – «венчурный». Пошел из Америки. Несколько башковитых ребят с горящими глазами придумывают идею и ходят с ней по богатым дядям и большим корпорациям с протянутой рукой. Те, если поверят, дают – под процентов 20 от IPO. Если не выгорит – деньги пропадут, и дяди это знают. Но рискуют. Имеют право. Ибо помнят про себя: чаще всего ведь и они именно так начинали. Из дошедших до стадии IPO «выстреливают» тоже процентов 20. И именно они окупают весь риск и смысл венчурных капиталов. Остальные 80% вложенных денег, по нашему разумению, идут псу под хвост.

Можно, конечно, взять и пересадить на нашу почву. Но я уже вижу скептические ухмылки по поводу вот тех самых 80% «просаженных» практически впустую денег. Увы, найдется много желающих именно их и попилить, а потом развести руками – «ну не смогла я, что ж поделаешь». И процент этих «распильщиков» будет, что-то подсказывает, гораздо выше, чем там. Увы, встанет в стойку на именно эти 80% пронизанный кудринским менталитетом «взыскивать и не давать» отечественный Минфин во всей своей налоговой строгости, доходящей до маразма. И поэтому никогда не «выстрелят» те самые 20% успешных биллов гейтсов, на которых держится вся та, самая успешная в мире покамест система.

И вот этот вот бесконечный цинизм нашей нынешней жизни (ведь нет в ней полета, нет духа предпринимательства в широком и хорошем смысле!), помноженный на одуревшее от собственной вседозволенности и удушливой регуляции государственное чиновничество, делает бессмысленными и заранее безрезультатными все эти их вельможные поездки якобы с целью перенимать опыт. Они не переймут. Они не воспримут. И они же потом загубят все на корню.

Можно, правда, вспомнить и другой опыт – советских шарашек. Мол, вот смогли же люди в таких условиях насоздавать кучу того, чем страна до сих пользуется, что до сих пор все воруют-воруют, да до конца разворовать не могут. Для внедрения этого опыта нужно приложить усилий чуть побольше: сначала посадить всех в один большой концлагерь, а потом выделить тех, наиболее способных и талантливых, кому предоставить относительно больше свободы. Ну и, конечно, дополнительное довольствие. Да, и еще все-таки не забыть о главном: у них тогда, кто работал в шарашках, была в головах Идея. И они, чувствуя относительно бОльшую свободу, работали в том числе и на нее.

То есть, если по большому счету, без Свободы и без Идеи не получится ничего. Хотя, конечно, комиссию создать можно.