Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

О скуке инструкций

Политолог

Один мой знакомый уже некоторое количество лет строит дачу. Не бог весть что, не хоромы в смысле – просто приличный загородный домик для круглогодичного проживания. Конечно, вопрос денег для него при этом далеко не последний, он не принадлежит к числу олигархов и даже особо состоятельных людей. В частности, поэтому получается долго. Но еще более, судя по его рассказам, острый для него вопрос – это именно люди. На его «объекте» побывало немало бригад. Одно время были хохлы – с запада и востока Украины. Те, что с запада, были по каким-то причинам лучше тех, что с востока. Потом хохлы куда-то вовсе запропастились, их сменили молдаване. По стечению обстоятельств их профессиональные навыки оказались несколько хуже (видимо, ему просто такие попадались). Им, как оказалось, нельзя было поручать сложные инженерно-технические работы.

Потом настала у него пора отечественного производителя из разных регионов нашей огромной страны. Хуже всех были те, что живут ближе к Москве. Они почему-то как на подбор оказывались все сплошь наглыми мздоимцами, не приспособленными, по большому счету, ни к какому труду и ожидающими щедрой почасовой оплаты лишь за то, что они являются на объект. Их он быстро выгонял, но на их месте всякий раз появлялись новые, причем на вполне приличных машинах и оставляющие впечатление достаточно зарабатывающих людей. Непонятно было лишь то, чем именно они зарабатывали.

Но самый, впрочем, апогей его строительных мучений настал тогда, когда ему посчастливилось найти работящих и в общем даже вполне умеренно пьющих ребят, кажется, откуда-то со Смоленщины. Состояние явно депрессивного региона, составлявшего их малую родину, гнало их на заработки. Они приезжали вахтами месяца по три, потом уезжали отдыхать. Возвращалось их, впрочем, каждый раз все меньше – на одного, на двоих. Уставали, видать, совсем, а незатейливые текущие потребности, видимо, уже не толкали к столь усердному труду.

На беду моего знакомца, задержались у него самые «креативные». Они все время хотели указать хозяину, как ему «будет лучше». За его же собственные деньги и переводя впустую огромное количество стройматериалов, они давали ему несметное количество советов, суть которых, как правило, сводилась к тому, что он все придумал неправильно, а вот они сейчас ему придумают правильно. Его настоятельные просьбы, уговоры и матерные отчаянные тирады с указанием работать, блин, по чертежам и согласно техзаданиям игнорировались, ибо работать по чертежам, нормативам, техзаданиям и инструкциям этим людям было совершенно неинтересно. Даже за деньги. И в какой-то момент мой знакомец осознал страшную вещь: поняв безысходность своих попыток заставить их «не делать как лучше, а сделать, как положено и написано в чертежах и планах», он понял, что ненавидит этот наш родной, вечный «креатив», идущий поперек правил и инструкций.

Потому что слишком много «творцов» и слишком мало просто толковых, в должной мере квалифицированных и дисциплинированных исполнителей. Свою никчемность и безграмотность они чаще всего пытаются восполнить «креативом».

Я бы ни в коей мере не хотел тут проводить, конечно, никаких прямых аналогий с трагической аварией на Саяно-Шушенской ГЭС. Никто пока толком не знает, что именно там произошло. Однако, видимо, непременным последствием всех подобных происшествий (от них на 100% не застрахована ни одна страна в мире даже с самыми дисциплинированными работниками) должны быть не только распоряжения прокуратуре провести проверку причин произошедшего, не только проведение тотальных проверок на всех подобных объектах, но и насаждение привычек следовать инструкциям и нормативам. И нетерпимости – на общественном уровне – ко всевозможным «исключениям из правил». Потому что когда (или если когда-нибудь) докопаются, кто же все-таки в конце длинной цепочки действий и событий был виноват в этой аварии, то непременно выяснится, что где-то что-то было нарушено – в угоду текущим обстоятельствам, которые у нас всегда сильнее всяких писаных правил.

Инструкции у нас ведь всегда имеются чисто номинально в каждом случае в изобилии, где-то даже висят на стенках, где-то даже проводятся всевозможные инструктажи. Но при этом на уровне массового сознания всегда преобладает представление, что все правила можно обойти. Либо потому, что они попросту «дурацкие» (а таковых действительно изрядно, и широкомасштабное порождение нашим «креативным» государством все новых дурацких правил, строгостей и регуляций действительно лишь прибавляет скептического к ним отношения в целом), либо потому, что они попросту невыполнимы и заведомо рассчитаны на нарушения, либо потому, что за предыдущие нарушения, предшествовавшие очередной катастрофе, никто не понес никакого наказания.

К тому же — и это едва ли не самая важная составляющая причин небрежения к писаным правилам и инструкциям, даже если они и разумны – в той или иной степени во всяком сознательном или несознательном правонарушении весьма часто где-то на подкорковом уровне присутствует мысль: «А почему одним можно, а мне нельзя?» То есть почему одним можно плевать на правила противопожарной безопасности, скажем, в доме престарелых (который потом сгорит) или еще где, а мне нельзя? Почему одним сходит с рук пропуск объявленной в угон «Газели» через КПП, а я должен проявлять служебное рвение (это уже к вопросу о недавнем теракте в Ингушетии против РОВД)? Почему одним позволительно у всех на виду плевать на правила дорожного движения, а я не могу прокатиться по разделительной? Ну и, наконец, у многих из тех, кому предписано быть лишь простыми исполнителями, но они всякий раз претендуют на роль «креативщиков», довольно часто возникают весьма и весьма высокие обобщения. Впрочем, риторические: «Почему им там, наверху (на Рублевке, или имея погоны, или находясь при «сытых» должностях), все можно, а мне ничего нельзя?»

То есть культура исполнения – что при строительстве дачного домика, что при работе на сложных инженерных объектах, что при обеспечении общественной безопасности — начинается тогда, когда появляются четкие, понятные и, главное, одинаковые, соблюдаемые всеми методично до занудства, без исключений в угоду моменту или блатному положению, правила, кому что и где можно, а кому что – нельзя. Это, конечно, все не так «креативно», это скучно. Но более надежно.

Новости и материалы
В Польше раскрыли, сколько потратили на помощь Украине с начала конфликта
Китайцу, который 28 лет прожил согнувшись пополам, помогли с помощью операции
Валерий Меладзе отказывается выступать без двух бутылок виски в гримерной
В Москве следствие попросило заочно арестовать блогера Камикадзе Ди
Москвичам рассказали, когда уличные парковки будут бесплатными
В Госдуме призвали ограничить скорость электросамокатов на уровне производителя
«С кровью продираемся к себе»: певица Кормухина о России
Экс-хореограф Тутберидзе одним словом описал допинг-скандал Валиевой
В Литве прокомментировали заявления КГБ об атаке дронов на Минск
Следствие попросило арестовать экс-зампреда правительства Подмосковья
Машина скорой помощи столкнулась с «КамАЗ» на трассе, есть пострадавшие
В ГИБДД рассказали, по каким фразам можно вычислить нарушителя
Путин анонсировал финансовые вливания в промышленную ипотеку
В РБ сообщили, что в Польше боевики готовятся к действиям против Белоруссии
Путин призвал поощрять бизнес на создание инфраструктуры за рубежом
Названы пятилетние седаны, которые не требуют вложений
Путин рассказал о работе над донастройкой налоговой системы
В России обяжут иностранцев сдавать биометрию при покупке сим-карт
Все новости