Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Наша ниша

Политолог

Когда я на днях увидел, как один из лучших полемистов «Единой России» Александр Хинштейн в шоу «Поединок» легко расправляется с неким невнятным представителем сексуальных меньшинств, то первой реакцией, честно говоря, было недоумение. К чему это все? «ЕдРу» больше не с кем полемизировать так, чтобы выигрывать с разрывом раз в десять? К тому же защитник прав сексменьшинств, не выдержав напора некоей феерической дамы «в перьях», изображавшей из себя жертву педофилов, истерично убежал с места словесного боя.

Зачем вытаскивать «тяжелую артиллерию» в лице Хинштейна, чтобы упражняться на каких-то клоунах в присутствии других клоунов в виде экспертов (среди них были, правда, парочка вполне вменяемых людей, которые, кажется, чувствовали, что попали куда-то не туда)? Потом, правда, один мой проницательный приятель открыл мне неожиданные возможные повороты той дискуссии, которую, по его словам, можно было бы повернуть в менее комфортном для партии власти ключе, что, наверное, скрасило бы чуток впечатление странности происходящего. В частности, приятель мой саркастически заметил, что еще сравнительно недавно (в историческом масштабе) евреи и геи подвергались совершенно одинаковым гонениям (например, теми же нацистами, к образам которых апеллировали некоторые участники дискуссии). И вот, надо же, сегодня шоу-формат отечественной как бы политики развел их по разные стороны барьера. Любопытно, но не политкорректно.

Или, к примеру, если бы участники диспута из числа противников Хинштейна могли порассуждать на тему, отчего это у нас в стране сложился такой порядок: чего кому ни захочется — ничего никому нельзя, кроме как «Нашим». Ни по 31-м числам, ни по 11-м, ни автомобилистам, ни националистам, ни на Триумфальной, ни на Манежной, ни «зеленым» в Химкинском лесу, ни, прости Господи, даже геям, которым почему-то так хотелось слиться в митинговом экстазе с пограничниками в их, пограничников, праздник. То есть власть, выражаясь ее же нынешним примерно языком, «пидарасит» всех без разбору, и в этом плане для нее все с ней несогласные хоть в чем-то одним миром мазаны. Но, разумеется, такого поворота в диспуте на федеральном канале не возникло. И не могло: все-таки люди, там работающие, знают, за что деньги получают.

На другом канале между тем возникла на днях еще более оживленная дискуссия на тему «православного дресс-кода». И тоже спорили там в числе прочих вполне умные, образованные люди (в числе прочих — это те, кто там был помимо дежурных клоунов эфира). Аж завелись. Аргументы всякие приводили. Кричали под клакерские аплодисменты. В прайм-тайме. И опять возникло чувство некоторого недоумения. Неужто других тем на сегодня нету?

Нет, конечно, кого-то подобные темы, может, и сильно волнуют. Их кому-то интересно обсуждать. И они по-своему важны и нужны в контексте широкого общественного дискурса, без шуток. Но, видимо, все же не в прайм-тайм, а в неких нишевых аудиториях. Не может же весь дискурс сводиться к таким вот темам. Потому что давно создается такое ощущение, что обывателя старательно уводят от каких-то более существенных проблем, создавая для него «параллельную реальность» со своей иерархией новостных ценностей, существенно отличающейся от той, которую давно пора бы уже было обсудить в прайм-тайм хотя бы в формате ток-шоу, если уж совсем нельзя обсудить и показать в программе «Время».

К примеру, чем не тема для оживленной дискуссии в студии: «Может ли Минздравсоцразвития закупать себе новую мебель на 5 миллионов рублей в кабинет начальника, если старая еще вполне годится?». Позвать там, разумеется, великолепную, стильную Голикову, дизайнеров всяких, стилистов, но также еще и врачей, и пациентов. Медсестер с зарплатами в 3 тысячи рублей в месяц. Будет увлекательно, поверьте, когда все они сойдутся в спорах о понимании прекрасного. И с точки зрения рейтинга тоже.

Или про распил в оборонзаказе. По официально признанным данным — 20%. Но можно ж позвать и тех, у кого мнение на сей счет выражается более крупными цифрами. Пусть нарисуют схему. Если поставить Навального вместо Урганта ведущим, то может получиться неплохой «кулинарный поединок» между теми, кто верит в 20%, и теми, кто верит в 70% отката и отмыва. Пригласить также руководящих людей и гастарбайтеров из «Олимпстроя» на десерт. Наверняка и у них найдется что рассказать в плане собственного креативного опыта. Да мало ли там может быть интересных гостей. Практически из любого ведомства или госкорпорации.

Или пойти по следам одной лично мне очень понравившейся недавней публикации в журнале «Русский репортер» о том, как журналист немножко поработал в компании по строительству и ремонту дорог на Урале. Размах воровства, согласно взгляду изнутри, действительно впечатляет. Ток-шоу на тему «Почему в России никогда не будет хороших дорог» будет и содержательным, и интересным. Или в связи с этим же — «Почему правящая партия сознательно отказалась от системы контроля за дорожным строительством и не хочет вводить эффективные бизнес-схемы, а всячески сохраняет воровские?». Ну чем не тема? Будут смотреть.

А заводная, ну совершенно прикольная командная игра в «подмосковных прокуроров и следователей»! Можно даже на детском подростковом уровне провернуть, только чтоб без азарта, ибо он нынче наказуем. В жюри посадить Чайку (можно обоих — старшего и младшего) с Бастрыкиным вперемежку с Галкиным и Пугачевой. Пусть присуждают баллы, провести, разумеется, модное сейчас CVC-голосование. Как на «Танцах на льду». Ведь пойдет зритель косяком, рейтинг будет офигенный. Не хуже, чем когда Лужка с Лукой «мочили» по заказу. Потом заказ рассосался, ну и запал прошел.

Да, еще можно отправиться в телекинопутешествие. Недалеко сравнительно, если по нашим масштабам судить. Буквально по трассе Чита — Хабаровск, по тем участкам, по которым в прошлом году триумфально проехал наш премьер. Посмотреть на них новым, так сказать, взглядом. Вернее, на то, что от них, спешно тогда достраиваемых, осталось. Это же будет «полный айпад», а не передача.

А еще можно съездить туда, где таки повесили рынду по наставлению премьера, а также туда, где под бдительным оком видеокамер построили жилье для прошлогодних погорельцев. Как там с готовностью к новым пожарам, как освоены деньги на обводнение торфяников и закупку самолетов-амфибий? Эти погорельцы, говорят, пишут во все инстанции про то, какое им негодное жилье построили. Отчего бы не попить чайку с печеньем с кем-то из недовольных? Опять же есть у нас форматы, в рамках которых можно заодно жилье и отремонтировать, довести до ума, — «Фазенда» там или «Квартирный вопрос».

Ну и, наконец, специально для формата «Детектор лжи». Позвать туда бывшего сокамерника Ходора по фамилии Кучма, который дал недавно интервью «Газете.Ru», рассказав, что ему кто приказывал с сокамерником сделать. Пусть подтвердит, не врал ли он, в формате телешоу. И даже не для того, чтобы Ходора защищать, этим уже теперь Страсбург пусть занимается, а просто у нас в стране сейчас сидит миллион, а отсидел чуть ли не каждый шестой взрослый мужик. То есть аудитория потенциально массовая, и ей будет любопытно знать о нравах, царящих в нашем втором, тюремном государстве. Опять же рейтинг. Но опять же телевизионный.

А вот что станется после таких ток-шоу с рейтингом политическим? В этом смысле, конечно, про геев и православный дресс-код как-то будет поспокойнее.