Источник взаимного обогащения

За украинскими парламентскими выборами в России наблюдают с большим интересом, чем за выборами в российских регионах. Интерес этот оправдан хотя бы тем, что украинцы составляют почти треть иностранных жителей России - а их в нашей стране живет и работает, по различным оценкам, от 4 млн. до 15 млн. Есть еще два аргумента для разной аудитории. Сколько бы Россия не экспортировала нефти, газа и цветных металлов, Украина, а не Казахстан и не Китай, была и остается самым крупным и развитым с экономической точки зрения государством-соседом России - что происходит у столь ближнего соседа, всегда важно. Наконец, Украина - страна, которая продемонстрировала России, что существует альтернатива ее политическому пути развития. Часть населения России считает, что это - гибельная альтернатива, другая часть, существенно меньшая - что она перспективна и должна быть в том или ином виде реализована у нас. Если существует негативный или позитивный эталон, имеет смысл за эталоном «присматривать» - что там плохо/хорошо, мы и так знаем исходя из собственной идеологии, а как именно там плохо/хорошо?

По имеющимся сейчас данным от украинского ЦИКа, никаких особенных чудес у соседей не происходит. Украинский избиратель оказался совершенно таким же, как и в момент «оранжевой революции»: Партия регионов, возглавляемая Виктором Януковичем, несостоявшимся кандидатом в украинские президенты, набирает порядка четверти голосов, чуть меньше получает блок Юлии Тимошенко, президентская партия Виктора Ющенко «Наша Украина» поддержана ожидаемыми 16-18% избирателей, 10-11% осталось от стойкого коммунистического электората, поделенного между коммунистами и социалистами. Противостояние «45% оранжевых на 45% донецких-коммунистов-социалистов плюс 10% неопределившихся» на Украине ровно такое же, как и год назад.

Но есть и отличие. Как и полагается в демократических государствах новый парламент Украины, избиравшийся в прошлое воскресенье, будет избирать большинством по итогам выборов новое правительство. В силу расклада премьер-министр Украины может быть представителем почти любого из побеждающих на выборах политических сил - хотя, конечно, число реальных вариантов гораздо меньше. Процесс формирования коалиционного правительства и выборов коалиционного премьера - дело небыстрое и наверняка займет не менее месяца.

Поэтому гражданам России было бы достаточно полезно задуматься - а какой премьер-министр Украины был бы выгоден России?

Не то чтобы это праздное размышление - не только Украина сосед России, но и Россия сосед Украины, и 25% голосов, отданных за «Партию регионов», тому лучшее подтверждение. Российское общественное мнение в этой стране стоит очень многого - хотя, как бы об этом не мечталось в соответствующем управлении Администрации президента, не является, увы определяющим.

Какой премьер-министр Украины нужен нам в России? Если подходить к этому вопросу без политических предубеждений и идеологических истерик, то описать его несложно - по мне, так всякому разумному гражданину Украины такой глава правительства был бы в той же мере выгоден, что и России.

Прежде все, он в принципе не должен быть явно пророссийским премьер-министром, который готов учитывать интересы России в своей политике в той же мере, что и интересы Украины. Дело не в национализме, который одинаково плох и в России, и за ее пределами - просто экономические интересы России и Украины различны. В известной степени на большей части мировых рынков Россия и Украина - конкуренты: это касается и металлургической, и химической, и сельскохозяйственной отраслей. Попытка «делить» внешние рынки и совместно друг с другом завоевывать их в истории еще никому никакой пользы в долгосрочной перспективе не принесла - занявшись «согласованиями» долей экспорта в третьи страны, правительства Украины и России просто делают их неконкурентоспособными. То, что украинская металлургия есть под боком у российской - это отличный подарок от соседа: пока есть «Криворожсталь» и «Азовсталь», которые существуют в той же экономической реальности, что и «Северсталь» и «Магнитка», у нас есть подходящий спарринг-партнер, позволяющий держать форму. Будь на этом месте Китай - нам бы было много хуже.

Именно поэтому премьер Украины -социалист для России - крайне нежелателен.

Иллюзия «украинские социалисты разорят местную промышленность и освободят России рынки» - не более чем иллюзия: значительная часть проблем социалистической экономики Украины будет экспортирована в Россию в самых разнообразных формах, как это уже было в середине 90-х. Бедность Украины абсолютно невыгодна России - поэтому нам невыгоден премьер-популист, наращивающий государственные социальные расходы Украины, поскольку инфляция на Украине - это рост цен как минимум на продовольствие в России.

Во вторую очередь, не будучи политически пророссийским, украинский премьер должен не иметь абсолютно никаких предубеждений против свободного экономического обмена с Россией. Наверное, идея Единого экономического пространства, если вхождение в него для Украины не будет обусловлена неприемлемыми для страны политическими требованиями, должна таким премьером поддерживаться. Ценность украинской промышленности для России - прежде всего не в присутствии на нашем рынке большого количества украинских крупных предприятий, а в работе десятков тысяч мелких экономических агентов. Иногда для российского предприятия один мелкий украинский партнер с объемами продаж в Россию каких-нибудь втулок на сотню тысяч долларов в год - спасение от миллионных расходов.

В третьих, премьер-министр Украины не должен иметь никаких предубеждений против трудовой миграции.

Де-факто трудовые рынки России и Украины - едины, и установление пограничных барьеров на этих рынках достаточно больно ударит по экономикам двух стран.

В четвертых, премьер-министр Украины должен быть по определению ориентирован на приток в страну иностранного капитала - и в первую очередь российского. Установление «преференций» российскому капиталу на Украине, напротив, нежелательно - по тем же самым конкурентным соображениям. Режим мягких преференций в наш адрес на Украине мы уже видели во времена Леонида Кучмы. Нам в России крайне необходима конкуренция с западным капиталом на Украине - тем более, что сейчас Россия имеет огромное количество преимуществ в сравнении с другими странами в этом регионе: это и отличное знание местной специфики, и близкая управленческая культура, и, наконец, просто огромное количество «нефтяных» денег, которые экономика России может экспортировать к своей пользе соседу.

Наконец, премьер-министр Украины, разумеется, должен быть ориентирован на интересы украинской экономики в целом, а не на экономические интересы отдельных предпринимателей. «Антиолигархический» пафос украинских предвыборных баталий имеет разумную составляющую - украинская энергетика, одна из сильнейших в мире, вполне могла бы работать так, чтобы Россия вообще не имела проблем с резервными мощностями в своей европейской части. Не работает - во многом из-за того, что работает в основном в интересах крайне небольшой группы предпринимателей.

Почему же у меня нет никаких политических требований к будущему премьер-министру Украины? Было бы неплохо, если бы премьер поддерживал придание русскому языку особого статуса на Украине, близкого к государственному (что, кстати, недурно было бы иметь в ряде регионов России). Конечно, было бы хорошо, если бы России не приходилось отвечать повышенными оборонными расходами на новые военно-политические идеи Украины. Конечно, было бы неплохо, если бы премьер Украины адекватно реагировал на вздорные выступления российских националистов по поводу Крыма, Донбасса и разнообразных кос Тузла - такая же неадекватность наших украинских партнеров сравнима с российской. Но это, в общем, не так важно.

Если экономические связи двух стран будут развиваться в том же ключе, что и сейчас, политические проблемы достаточно быстро уйдут.

Украинский премьер, выгодный России - это премьер, который будет стремиться сделать Украину богатым соседом России, потому что это сделает богаче и нас.