Кремлевские инициативы по переустройству политического ландшафта напоминают схождение лавины с гор. Начинается все с маленького камешка, который, срываясь со своего места, тянет вниз другие, более основательные камни. А дальше – спасайся, кто может.
Один такой камешек полетел с горы на прошлой неделе. В ходе встречи Дмитрия Медведева с фракцией ЛДПР речь зашла о законодательных собраниях субъектов федерации. О том, что надо бы их как-то унифицировать. И по названиям. И по норме представительства. И вообще дело там обстоит не очень хорошо. То есть, по большому счету, к местным парламентам вопросов особых нет. Но все равно они какие-то не унифицированные. Это не преступление, но по нынешним временам все равно не очень правильно. В общем, существующее положение дел фракцию ЛДПР беспокоит. А Дмитрий Медведев это беспокойство частично разделяет.
На первый взгляд, проблема не выглядит чересчур актуальной. Практически во всех региональных парламентах большинство голосов принадлежит «Единой России», а остальные голоса распределены между партиями, представленными в Госдуме, – ответственными и предельно предсказуемыми организациями. Региональные парламенты раз за разом исправно сдают экзамены на политическую лояльность: стремительность, с которой они утвердили поправки в Конституцию, тому доказательство.
Тем не менее местные парламентарии и их поведение вызывают в Москве некоторое беспокойство.
Поводы для него есть.
Так, в начале года хабаровские парламентарии попросили Владимира Путина внести изменения в тарифную политику государства. Известно, что после этого с работы был снят спикер хабаровской думы. Менее известно о том, что до того из Москвы ко всем региональным парламентам обращались с настоятельной просьбой не беспокоить по таким поводам руководство страны. Однако местные интересы оказались хабаровским депутатам ближе, и они решили рискнуть.
А таких рисковых Москве не нужно.
Да, сегодня местные парламентарии, большая часть из которых состоят в «Единой России», демонстративно лояльны федеральному руководству. Да, сегодня, главы регионов не решаются использовать местные парламенты для давления на Москву. Однако эта лояльность и эта подконтрольность не обеспечены институционально. Это все как бы на честном слове. Сегодня у руководителей «Единой России» есть неформальный ресурс для контроля за своими регионалами – соответственно, проблем не возникает. Завтра этого неформального ресурса может не оказаться, и тогда ситуация станет менее предсказуемой.
В своем нынешнем виде региональные парламенты будят слишком живые воспоминания о сброшенной с корабля современности эпохе федеративных вольностей. Именно поэтому ими достаточно скоро займутся. И займутся всерьез. Реформа органов законодательной власти субъектов федерации практически неизбежна, несмотря на все юридические и политические сложности.
Некоторая работа уже ведется. В ряде регионов взят курс на сокращение числа депутатов, работающих на постоянной основе. Все больше становится депутатов советского образца, то есть призываемых на сессию для голосования, а все остальное время занятых по основному месту службы. Сокращение числа депутатов, работающих на постоянной основе, само по себе повысит управляемость региональных парламентов: построить спикера и пару его заместителей гораздо проще, чем несколько десятков депутатов, за каждым из которых стоят вполне очевидные интересы.
Еще одним фактором повышения управляемости станет уже проводящаяся работа по централизации законотворческой деятельности. И в Совете федерации, и в Государственной думе в последние месяцы много говорилось о недостаточной проработанности законопроектов, которые поступают с мест. Выход был предложен простой: вы, друзья, присылайте проекты к нам, а мы их тут дотянем, доработаем, подкрепим своим политическим весом, да и сделаем законами. Но это произойдет только с теми проектами, которые устроят Совет федерации и Государственную думу.
Собственно говоря, уже сегодня происходит накопление опыта, который потом достаточно просто будет оформить в качестве соответствующей реформы.
При этом вполне возможно, что до унификации названий региональных парламентов дело не дойдет.
Ну так первый камешек и не должен быть поверх всей лавины.