Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Полузакрытая тема

Заместитель главного редактора газеты «Коммерсантъ»

Национальный вопрос сегодня напоминает картофелину, только что выхваченную из костра: и есть хочется, и в руках держать дольше секунды не получается, не то что куснуть. Проще тем, кого ни до каких выборов не допускали и в ближайшее время не допустят: они вольны говорить и затевать все, что душе угодно (ровно до того момента пока не будут подключены компетентные органы, вооруженные статьями УК). Тем, кто имеет лицензию на осуществление партийно-политической деятельности, труднее, куда труднее. Кремль устами Дмитрия Медведева всерьез в национализм играть запретил. Всем — не только спарринг-партнерам, но и «Единой России», что само по себе показывает, что запрет всерьез, а не как-нибудь. По партийной части с Кремлем ссориться нельзя — многие на себе проверили, никому не понравилось.

Но при этом если правильно разыграть национальную карту, то это голоса, много голосов. Никакой административный ресурс не помешает (или не понадобится), если подойти к делу с умом. Если объяснить избирателям, что «мы-то все понимаем и, когда сможем, сделаем». Поэтому медленным шагом, робким зигзагом. Кто как умеет.

Вот только две новости за один день.

Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов говорит о том, что надо вернуть в паспорта граждан России графу «национальность» и что эта мера приветствуется гражданами. Задача проста: надо отделить русских от нерусских, чтобы помочь первым и осадить вторых. Коммунист Обухов, если верить сайту Госдумы, родился в 1958 году и не может не помнить советских времен. Тогда в паспорте национальность указывалась обязательно, но только вот сделать «нужную запись» было не так уж сложно. «Бьют не по паспорту, а по морде» — поговорка, кажется, из тех самых времен. Однако встречали чаще по паспорту, да и провожали по нему же.

Так вот, после возвращения графы «национальность» документы нужного содержания появятся у всех, кому это понадобится. И если окажется, что надо записываться русским или белорусом, то соответствующие паспорта будут получать целыми республиками Северного Кавказа. Но, собственно, о целесообразности или полезности проекта речи не идет. Он не для этого придуман. Просто коммунист лишний раз напоминает о том, что его партия помнит про национальный вопрос и непременно скажет все. Когда можно будет.

ЛДПР чуть проще. Право поиграть в националистов невидимыми чернилами записано в ее лицензии. Поэтому без всякой опаски можно вносить в Госдуму законопроект, вводящий административную ответственность за нарушение правил проведения религиозных и молитвенных обрядов. Предлагается, в частности, законодательно уточнить специально отведенные места для совершения религиозного культа, а также ввести меры ответственности за нарушение этих правил. Речь идет прежде всего о жертвоприношениях, а если говорить напрямую, о том, что во время одного из мусульманских праздников баранов режут прямо на улицах, бывает, что и московских. Всем остальным это не нравится. Соответствующие кадры, распространенные в интернете, вызывают целую бурю сетевых эмоций.

Поза ЛДПР беспроигрышна, поскольку получилось еще раз показать, что партия помнит о том, «что очень важно, но пока не время». Никаких проблем запрет, правда, не решит, и копеечный штраф тех, кто режет баранов, не остановит. Но до мелочей ли тем, кто занимается стратегией.

На крохотных пятачках разрешенной общественной активности национальный вопрос и северокавказскую проблематику обсуждают куда более подробно и откровенно. С тем же, надо сказать, успехом. Лозунг «хватит кормить Кавказ» по степени продуманности недалеко ушел от идеи про введение графы «национальность» в паспорте. Звучит эффектно, реализовать трудно, итоговый результат выглядит неочевидным.

Зато вполне отчетливо просматривается финал сценария, за который, по сути, выступает власть и ее передовой отряд, партия «Единая Россия»: давайте оставим все как есть, возможно, проблемы как-то рассосутся. Если делать так, то взрыва не избежать.

То есть всерьез проблему — чуть ли не самую серьезную из тех, что стоят перед страной, — обсуждать нельзя, поскольку это может «раскачать лодку». Однако запрет рождает различного рода «косые» инициативы, которые и не затрагивают сути дела, и все равно «раскачивают лодку», просто в более медленном ритме.

А главное, отсутствие навыков серьезного разговора ведет к тому, что при необходимости решение или хотя бы подходы к нему взять неоткуда. Не обсуждали ведь.