Упраздняй и властвуй

Глеб Черкасов о сложностях формирования правительства

Поствыборное формирование высших органов власти чем-то напоминает организацию юбилея известного человека. Задача выглядит следующим образом: за столы надо усадить всех, нельзя забыть ни нужных, ни относительно нужных людей. У каждого гостя должно быть достойное место. Если имеющихся столов на всех не хватает, то необходимо арендовать более вместительное помещение. А еще важно рассадить гостей так, чтобы они не сильно раздражали друг друга. Ну и, в конце концов, праздник должен порадовать самого юбиляра.

Составителям кремлевско-белодомовского штатного расписания предстоит решить сразу несколько не совсем взаимодополняющих задач.

Во-первых, должности должны получить все, кто признан этого достойным. Кадровая бережливость была свойственна Владимиру Путину еще во времена первого президентства, с тех пор ничего не должно было измениться.

К имеющемуся списку ветеранов добавились несколько медведевских выдвиженцев, кроме того, в команду постепенно приходят и новые люди. Решить проблему можно только умножением постов, а достигается оно делением.

В этом случае в названиях многих ведомств надо убрать запятые: министерство такого, сякого и этакого развития превращается в министерство такого и этакого развития, а сякое направление выделяется в отдельное производство.

Во-вторых, рассадка должна исключать конфликты, хотя бы на первых порах. Долгая совместная работа рождает не только приязнь, но и противоречия, приобретающие с годами глубоко личный характер. Рецепт, казалось бы, прост: убрать из Белого дома всех, кто не устраивает Дмитрия Медведева, прислав им на смену из Кремля тех, кто не очень подходит Владимиру Путину. Однако может возникнуть проблема с тем, что встречные потоки окажутся неравноценны по численности и политическому весу.

В-третьих, все-таки новая конфигурация должна хотя бы на первых порах выглядеть дееспособной. Добиться этого, исполняя первые два условия, не очень просто. Опять же бесконечным учреждением синекур, которые можно было бы предоставить заслуженным, но неэффективным работникам, высвобождая ключевые посты для дееспособных новичков, эффективности не добиться.

А вот обратный метод – упразднять ведомства, ничего не создавая взамен, — может принести некоторый результат.

В конце концов, российская история последних 20 лет — это в том числе и перечень несостоявшихся или упраздненных должностей и структур. Оставим в стороне посты вице-президента и государственного секретаря – они создавались под конкретных людей. Помянем некогда великое и могущественное Госкомимущество – рано или поздно оно должно было уйти в тень вместе с теми, кто его создал и наполнил аппаратной мощью. Нет первого вице-премьера, курирующего национальные проекты, как будто и не было. Создавали под Дмитрия Козака Министерство регионального развития с большими планами, сменили его на менее влиятельного человека, сразу и ведомство стало рядовой бюрократической структурой. Убрали Министерство печати — и не оказалось места для могущественных чиновников, в разное время его возглавлявших. По-настоящему важные структуры обычно не упраздняют совсем – Министерство экономики и называлось по-разному, и возглавляли его разные по политическому весу люди, однако совсем без него обойтись так и не получилось.

Сделать должность технической, пригодной для бюрократического, а не политического замещения. Воспользоваться тем, что нет места, которое мог бы красить человек. Есть, например, госкомитет по борьбе с пороком — Госнаркоконтроль. Во главе него испокон веков стояли верные соратники, ожидавшие того, что им предложат возглавить более классическое силовое ведомство. Специально для такой аппаратной засады в свое время госкомитет по борьбе с пороком и был создан. И пока это ведомство существует, руководить им должен «человек из команды» — на сторону такую должность отдавать нельзя. А вот если влить госкомитет в другую силовую структуру, то и подбирать для нее «человека из команды» не надо, ему можно предложить что-то хлебное, но не влиятельное. Возможно, это устроит всех.

Тут, правда, надо и меру иметь, а то уже звучат предложения упразднить пост премьер-министра, чтобы избежать определенного политического напряжения.

Но это слишком радикальное предложение, по крайней мере, на данном этапе.