Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Чисто бизнес

Обозреватель «Газеты.Ru»

Подготовка политического процесса против внутренней оппозиции на фоне масштабного перераспределения собственности под лозунгом «яркой и долгой» приватизации и под прикрытием крупных иностранных лоббистов, которым обещано соучастие в доступе к ресурсам. Довольно любопытный сценарий рисуется эксклюзивной верхушкой, нет?

Когда Ходорковский вел переговоры с Exxon Mobil (о чем тот старательно не вспоминает), он пытался, в том числе, обезопасить свой бизнес от внутренних рисков. Когда «Роснефть» вступает в диалог с тем же Exxon (в точности повторяя схему Ходорковского по обмену активами с крупной западной компанией, за что, в том числе, господин Сечин, насколько я понимаю, поспособствовал посадке Ходорковского), она думает о внешнем уровне защиты. То есть

российская верхушка, управляющая нефтегазовой корпорацией «Россия» пытается вывести эту корпорацию на международный уровень, подбирая иностранную группу интересантов, такой международный VIP-клуб, завязанный на российское сырье.

В надежде на что? Скажем, на то, что российские интересы станут уже не только российскими, но через схему обмена активами с крупными иностранными игроками эти интересы естественным образом будут лоббироваться ими же на международном уровне в собственных бизнес-интересах. Такой масштабированный Шредер, который всякий раз выскакивает как черт из табакерки, когда надо замолвить доброе слово в сложной для России ситуации.

При этом завинчивание гаек внутри страны, обыски, преследования рядовых участников демонстраций. 100 с чем-то следователей, которые должны отработать какой-то крупный заказ, иначе, зачем их столько? Осмелевший шеф Следственного комитета, который интуитивно чувствует, что сейчас уже можно на лесной обочине сказать, наконец, журналисту, где он его видал с его заметками… Все это как бы отдельно от плавной риторики Питерского экономического форума и как бы в пользу стабильности, подорванной в декабре и нарастающей из-за этих вот идиотов в белом, которые мешают бизнес-стратегии власти и увеличивают риски для вас, господа иностранные инвесторы. Ну, зачем бизнесу всякая политическая суета. Ему-то она точно не за чем.

Чисто бизнес и для бизнеса, а все, что мешает, мы сейчас прижмем, пугнем, закроем и зачистим, и вы, господа иностранцы, это осените своим капиталом, который сольется с нашим капиталом, и будем мы в нашем элитном клубе жить прекрасно и делить дивиденды.

И вот скажите, наши любимые иностранные действующие и будущие члены элитного клуба, хорошо ли при этом, что появляется какой-то список Магнитского, который все нам портит и просто требует от нас симметричного, а еще лучше ассиметричного ответа, это вам нужно? Не лучше ли поговорить там с вашими сенаторами и депутатами Европарламента, чтобы как-то уже прекратили потворствовать неудачнику Браудеру, который, кстати, прошел свой путь от любви и дружбы с нами до затяжной мести, которая теперь слегка портит нам удовольствие от сигары с коньяком после хорошего делового ужина.

Даже если Россия на глазах всего мира поставит к стенке десяток «революционеров», можете представить себе эмбарго на экономические отношения с ядерной державой, снабжающей полмира нефтью и газом? Каким бы ни был режим в этой стране. Сомневаюсь.

Вот из этого циничного расчета и выстраивается, видимо, схема светлого будущего российской, да и мировой энергетической элиты.

Формула «чисто бизнес, ничего личного» очень часто прекрасно уживется в представлении деловых людей с очередным, не приведи Господь,. Тяньаньмэ́нем. Точно так же, как прекрасно уживается для Exxon Mobil перспектива альянса с «Роснефтью», на три четверти состоящей из активов бывшего ЮКОСА, прихваченных у него по бессмертной схеме через рюмочную в Твери. Ну, поторгуются по деньгам с учетом рисков. И никакой суд в Гааге по Энергетической Хартии, который с подачи акционеров ЮКОСа начнется в сентябре, их не остановит. Тем паче, что судятся акционеры с государством. А Exxon же наоборот, собирается поучаствовать в либерализации рынка, в приватизации того, что когда-то уже было частным. А теперь через огосударствление с последующим разгосударствлением снова станет частным, но с другими владельцами, коих Exxon Mobil и будет крышевать, обменявшись с ними активами и превознося приватизацию.

Самое интересное для меня, должна признаться, сколь безграничен цинизм не Сечина и российских элитных игроков, а ровно вот этих рыночных ребят из демократических (главным образом) стран.

Которые все понимают про Россию; отлично ориентируются в политике; знают про псевдоправосудие; читают, как из страны без надежды на истину в суде бегут ребята, которых пытаются посадить за то, что они просто шли в толпе демонстрантов; знают про неадекватное насилие по отношению к участницам Pussi Riot; наслышаны про опыт Браудера; понимают, за что посадили Ходорковского – и все равно два часа ждут опаздывающего Путина, который протянет им конфетку и нарисует небо в алмазах. И они возведут очи, быстро прикинут выгоды, потом спокойно развернут конфетку и съедят.

И Путин это понимает. Ему будут подыгрывать и интегрироваться и интегрировать путинскую корпорацию в мировую элиту. А он даст параллельно оттянуться силовикам на внутренней поляне, потому что верит в эффективность насилия, что не мной подмечено, осуществляемого в псевдоправовых формах, и потому что силовикам тоже надо что-то дать. И все прекрасненько это съедят и не поперхнутся, мир не вздрогнет, бизнес не пойдет искать от добра добро. Таков расчет Путина, который сам уже давно стал бизнесменом и, исходя именно из деловых интересов, оценивает риски, в том числе и в стране.

Я сознательно упростила возможную схему, которая складывается просто из фактов, происходящего у нас на глазах. Упростила именно потому, что российская власть склонна к простым схемам.

Очень надеюсь, что неучтенные «нюансы» сломают эти расчеты. При всех уже существующих бизнес-интересах список Магнитного, скорее всего, будет утвержден. К тому же любой из реально крупных игроков завязан во множество деловых отношений и проектов в самых разных странах, помимо России. И наконец, все еще вполне существует общественное мнение в некоторых странах, хотя, понимаю, дико мешает деловым людям, да и политикам нередко.

Нет, я не очень рассчитываю на то, что мир морален, но точно знаю, что неморальные действия приводят к неморальным результатам, и гораздо больше надеюсь в этом плане не на некую абстрактную вселенскую совесть, а на внутреннее сопротивление, которое в лучшем случае отзовется вовне. В этом смысле сегодняшнее письмо деятелей российской культуры в поддержку Pussy Riot, например, дает надежду, что неравнодушные даже если не победят, то как минимум не промолчат. И это важно, спасибо им.

Новости и материалы
Ученые зафиксировали редчайший «четверной» мегавзрыв на Солнце
Руководство ХАМАС не планирует покидать Катар
В российской школе первоклассникам предлагают ходить в туалет в ведро
Стало известно, от чего зависит продолжение карьеры Валиевой
Над Белгородской областью сбили БПЛА
В Пентагоне высказались насчет подготовки очередного пакета помощи Украине
В Днепре произошел взрыв
Глушаков раскрыл самую большую зарплату в своей карьере
Ребенка в тяжелом состоянии госпитализировали после игр с мячом в Саратове
Релокантам из России не будут приходить гонорары за «Мастера и Маргариту»
Чалова назвали пародией на футболиста
Российская девушка-боец рассказала об обязательных тестах на беременность в UFC
В Оренбуржье направили 1 млрд рублей на выплаты жителям в связи с паводком
Глава минздрава Крыма может уйти в отставку из-за ситуации с лекарствами
Следователи работают с задержанным замглавы Минобороны России Ивановым
В российском регионе многодетным семьям ввели ежегодную выплату на школьную форму
Назван фаворит в серии «Ванкувера» Михеева и Задорова против «Нэшвилла»
В Воронежской области звучит сирена тревоги
Все новости