Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Части дела»

Обозреватель «Газеты.Ru»

Ох, была бы я сценаристом… Ну, ведь чисто сериал – бесконечная история о разгроме ЮКОСа. Современный, даже очень, увлекательный — про кровь, и слезы, и любовь, и предательство, и корысть, и политику, и миллиарды долларов. Вот он живой, бесконечный, прямо у нас на глазах происходящий в ритме заинтересованности государства в очередным куске когда-то лучшей компании страны. Прямо хоть бери год отпуска за свой счет, обкладывайся специалистами, бросайся в ноги к Геращенко и пиши сценарий под броским, Гераклом же придуманным, названием «Сп*дили, б*яди». Не очень понимаю, как это емкое чисто-русское выражение перевести на иностранные языки, но точно понимаю, что на Западе такой сериал пойдет на ура! Говорю про Запад, потому что, боюсь, наше телевидение слишком свободно, чтобы показать такое вот кино.

Наивная западная публика будет охреневать от происходящего на экране и восторгаться придумкой авторов, потому что ведь ей сложно поверить, что такое не придумаешь, что жизнь (в России в том числе) богаче кино. Ну, пойди придумай, что холодные убийцы из ЮКОСа, которых уже осудили по полной программе за убийства, правда, без предъявления трупов и ружья (необходимая часть сценария; но только в соответствии с классическим каноном ружье висит на стене и значит, рано или поздно выстрелит, а тут оно, как утверждается, выстрелило, но его при этом не было и нет), так вот эти самые холодные убийца почему-то топ-менеджера Голубовича решили «грохнуть» весьма экзотическим способом – заложив в его машину ртуть. Ну, я бы еще поняла выстрел из зонтика, или мазь на ручке машины, вызывающая смерть от банального инфаркта через буквально некоторое количество часов, но ртуть в машине… Да и сам образ Голубовича показался бы зрителю надуманным, явным перебором в и без того богатой событиями и персонажами ленте. Но что же делать, вот же он, выскакивает мимоходом в 195 серии, а потом солирует по полной программе в 376 – настоящий, живой и здоровый, несмотря на ртуть, дает интервью по телевизору и в газете. И не просто в какой-то там момент, а в точно определенный сюжетной линией – банкротство ЮКОСа, начало нового уголовного дела, апелляция на приговор несчастной Бахминой, появление некоего неведомого инвестора, готового скупить банкротящуюся компанию, очередное обжалование Ходорковским выбора столь отдаленного из отдаленных мест.

А в 377 серии российское государство пытается наложить лапу на зарубежную собственность ЮКОСА, и тут возникает странное противоречие с тем, что рассказал господин Голубович в предыдущей серии. Холодные убийцы из ЮКОСА грохнули, как считает бывший топ-менеджер одноименной компании, и знаменитого лондонского адвоката Стивена Кертиса, работавшего на ЮКОС. Ему не подкладывали ртуть, как здравствующему Голубовичу, ему, видимо, подложили что-то такое более надежное в вертолет, который и взорвался вместе с несчастным адвокатом. Я же говорю – не фильм получится, а конфетка. Так вот, Голубович утверждает, что Кертис «когда его сделали руководителем, фактически генеральным директором «МЕНАТЕПа», и он начал планировать какие-то операции по спасению зарубежных активов, по спасению «ЮКОСа» от возможной национализации, стало понятно, что с таким человеком во главе вообще вся судьба этой империи была бы другой. Он бы или договорился, или что-то придумал. Он даже с Ходорковским никогда в жизни не виделся и не разговаривал. Но он мог убедить всех других юристов, всех сотрудников Ходорковского, которые с ним контактировали, что нужно сделать вот так-то и так-то». То есть господин Кертис спас бы зарубежные активы ЮКОСа от национализции. Так? Так. И зачем же тогда холодным убийцам из ЮКОСа «убирать» этого самого Кертиса, если он бы наверняка спас их (!) имущество.

А вот цитата из господина Ребгуна в очередной серии нашего увлекательного сериала. Господин Ребгун как раз банкротит ЮКОС от имени российского государства и очень хочет все – все, включая зарубежные активы: «Я устраняю все препятствия, которые мешают мне эффективно продавать активы ЮКОСа, независимо от того, в российской или зарубежной они собственности». Так кому больше мешал адвокат Кертис, способный, если верить господину Голубовичу, творить чудеса и защитить интересы акционеров ЮКОСА – акционерам или тем, кто работает теперь над отъемом у них зарубежной собственности. Давайте представим, что гений-Кертис сегодня жив и здоров. Кому от этого хорошо, а кому плохо? Ребгуну точно плохо, а Невзлину точно хорошо. Было бы.

Дивное, дивное кино получается. В следующей серии: не слишком успешная государственная компания «Роснефть», которой досталась лучшая часть успешной частной компании ЮКОС (той самой, которую «сп*дили» — спасибо господину Геращенко, что так просто и внятно назвал вещи своими именами), пытается после выхода на IPO, благодаря конечно же ровно этой операции, столь успешно описанной господином Геращенко, войти в высшие котировальные листы российских бирж. Капитализация же должна расти, и расти, и расти. Это постоянная параллельная линия в нашем сериале – чем хуже ЮКОСу, тем лучше «Роснефти». Чем дальше Ходорковский, тем спокойнее Сечину.

Это будет не фильм, а конфетка – о том, как убивали компанию, а потом долго плясали на гробе. Каждая серия может начинаться ответственным заявлением главы государства, в котором происходит действие фильма, о том, что государство это не заинтересовано в разрушении компании ЮКОС. У меня нет оснований не считать столь же ответственным заявление того лица: «Я не пойду на третий срок». Куда же вы пойдете, господин президент? Кто же вас выпустит за рамки сценария еще незавершенного сериала, где вам отведена почетная роль одного из главных героев?