Бодался дуб с теленком

На фоне общего интереса последних дней к деятельности специальных служб, которые вскрыли страшный разведкамень, чем подтвердили злобные умыслы правозащитников и справедливость сурового закона против них, так вот, на этом фоне очень выигрышно, как мне казалось, должен был смотреться фильм по роману лауреата Нобелевской премии Солженицына «В круге первом».

Потому что все мы помним, что Александр Исаевич – один из главных в мире борцов с произволом специальных служб и что другое его произведение, «Архипелаг ГУЛаг», как раз и посвящено описанию всякого рода замечательных и удивительных поступков представителей спецслужб по отношению к собственным и чужим гражданам.

Напрашивалась такая как бы оппозиция, свидетельствовавшая о широте идеологических взглядов современной российской власти: на одном и том же канале «Россия» почти в одно и то же время выступают и апологеты чекистов в лице журналиста Мамонтова, и их гонители – в лице автора сценария ударного прайм-таймового сериала Солженицына.

И надо ж такому случиться: все дело испортила конкурирующая фирма. Первый канал, удрученный потерей первенства в зрительском рейтинге, противопоставил, контрзапрограммировал против «В круге первом» собственный сериал примерно из тех же благословенных лет советской власти под названием «Золотой теленок» по широко известной и раздерганной на цитаты книжке сатириков Ильфа и Петрова.

И без всякого там углубленного исследования понятно, что телята популярнее научных шарашек – по определению. Солженицына читать не очень просто, он писатель вдумчивый, слог имеет тяжеловатый и насыщенный, сюжет строит сложный и драматический; сатирики, напротив, пишут легко и афористично, да и сюжет у них авантюрный. То же, видимо, можно было бы сказать и о сериалах, если бы я их, например, посмотрел, но увы! приходится исходить просто из фактов их наличия на телеэкранах.

Но и не смотря ничего, можно смело бросить на весы «Первого канала» актера Меньшикова, которого из простого любопытства всякий российский обыватель захочет посравнивать с лучшими остапами бендерами прошлого – и станет уже окончательно ясно, что «Первый канал» выйдет рейтинговым победителем в споре.

Таким образом, критически важная, на мой взгляд, для современного состояния российской действительности тема (как именно чекисты устраивают безопасность в стране), во-первых, будет иметь меньшую аудиторию, а во-вторых, сведется к сравнению художественных достоинств двух сериалов, что, может быть, и логично, но несколько обидно.

Да, если бы не «Золотой теленок», в обществе, глядишь, проснулся бы интерес к тому, как вели себя чекисты при советской власти, каким пользовались инструментарием для достижения своих целей. Может, разгорелась бы какая-нибудь дискуссия: граждане бы возбудились, газеты бы подхватили... Телевидение же великая сила – «Идиот», показанный той же «Россией», вызвал бешеный интерес к писателю Достоевскому, которого до того читали разве что школьники, абитуриенты, студенты да их преподаватели.

Есть ли в этом контрпрограммировании идеологический умысел? Надеюсь, что нет, надеюсь, что оно продиктовано чисто коммерческими соображениями. Но если есть – придется признать за контрпрограммирующей стороной развитое понимание того, как устроено и действует российское общество, а тогда весьма жалко, что она так непродуктивно этим пониманием пользуется.

Ах, Александр Исаич! Когда ни живи, все сплошное бодание.