Жвачка с кетчупом

Спасибо американцам из пиар-агентства, которое называется как-то почти как кетчуп*: если бы не они, не было бы у нас интернет-конференции президента и, что еще важнее, не целовал бы Владимир Владимирович животик мальчика Никиты. Не зря, не зря им платят деньги российских налогоплательщиков!

Хотя кетчуп вообще-то всегда так: какое блюдо ни приправить этим ядом, народ (пипл) начинает его хавать. Сосиски из собачатины, макароны из тряпок, картофель-фри из обойного клея — все эти псевдопродукты становятся любимой пищей ребятишек и взрослых, стоит только выдавить на них толику красного геля.

В принципе и с пиар-поддержкой так же: каким бы неважнецким дело ни было, массированная атака на органы чувств граждан обеспечивает ему невиданный успех.

Президентская интернет-конференция из этого бессмысленного числа. Давно ведь известно, что Путин, к сожалению, не отвечает на настоящие вопросы граждан, про что бы они ни были заданы. Проще говоря, по сути, все эти пресс- и интернет-конференции нечто вроде выступления Леонида Ильича Брежнева перед рабочими завода им. Лихачева. (Недавно довелось послушать эту запись на старой виниловой пластинке. Между прочим, говорил Леонид Ильич четко, уверенно, мало шепелявил; и образность была в его речи, и литературная строгость. По бумажке, конечно, так ведь и Путин теперь все больше по бумажке.)

Путин всегда отвечает только на те вопросы или разрешает только те ситуации, которые ему по внутриполитическим соображениям важны. И все равно избиратели лезут и лезут со своими проблемами, радуясь, надо полагать, уже одной возможности публично высказаться, хотя бы так облегчить свою беспросветную участь.

И вот если сравнить вопросы, которые были заданы президенту, и те, на которые он в прошлый четверг соблаговолил ответить, выйдет, что самые-то насущные остались без ответа. Например, все эти бесконечные и безнадежные, можно сказать, риторические вопли о жилье — какой они ответ получили? Да никакого фактически. То же можно и об образовании сказать.

Особое дело — вопросы про Ктулху, медведа и человекоподобных роботов. Вообще-то это находка для настоящего политика. Какой вообще-то открывался простор для запоминающихся навсегда острот! Можно было бы, наконец, разбавить чем-то свойственную Путину солдатскую афористичность насчет обрезания журналистов, или мочения террористов в сортире, или кушающего товарища волка. Эх, какая была свобода для мысли!

Причем, заметим себе, времени подготовить какую-нибудь остроумную импровизацию на любую из этих тем оставалось вагон да маленькая тележка. Можно было бы, в конце концов, Жванецкого позвать или, чтоб для народа понятней, авторов, которые Петросяну пишут.

Но, видимо, американцам из кетчупа еще пока трудно даются русские реалии или острить им не по статусу: все-таки консультанты самой большой страны мира. А кремлевские пиарщики острить просто не умеют, они этот дар, если он и был, где-то старательно зарыли: а как же! президент! такое серьезное лицо! государственной значительности дело! поостришь — бюджета лишишься. А может, им напрямую запрещено острить.

И еще одно — эти вопросы-ответы уже после завершения интернет-конференции. Конечно, общедоступные, но, согласитесь, создалась эдакая атмосфера особых отношений вот этих журналистов с президентом. Вроде бы Путин, отвечая про свою половую жизнь, говорил для всех, но в то же время и исключительно для этих журналистов, он же только им отвечал-то!

Характерная для нынешней власти позиция: есть приближенные, которым одним только и позволено. А остальной народ пусть развлекает сам себя.

*Американская PR-компания Ketchum будет занимается пиаром саммита G8, который состоится в Петербурге в июле 2006 года.