Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Очень своевременное выступление

Независимый обозреватель

Выступая в Ульяновске, глава ФСБ Николай Патрушев заявил, что его ведомство должно ни много ни мало, как курировать вопросы приватизации промышленных предприятий. «У нас есть обеспокоенность по ряду сделок», — пояснил свою позицию Николай Патрушев.

О том, во что выливается подобного рода обеспокоенность, можно судить по достаточно свежему примеру главы МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева. Генпрокуратура, обеспокоившись сделкой с акциями АО «Апатит» девятилетней давности, запросила санкции на арест предпринимателя и получила ее от независимого Басманного суда. При этом, что характерно, пострадавшая вроде бы в этой сделке сторона — Российский фонд федерального имущества, — как выяснилось, претензий к Лебедеву по сделке с «Апатитом» не имеет.

Да и премьер как будто считает аресты по экономическим делам излишними, но обеспокоенность производит на суд большее впечатление.

~ ФСБ, ясное дело, не чета Генпрокуратуре, и от этого ведомства в принципе можно ждать большего. Хотя бы в силу того, что система, объединяющая выходцев из структур КГБ СССР, имеет куда более разветвленную и интегрированную в современное общество структуру.

Сегодня представители ведомства все активнее участвуют в хозяйственной жизни страны. Скажем, практически в любом ведомстве, регулирующем хозяйственную деятельность или попросту ведущем ее, есть некий «куратор от спецслужб». Многие бывшие силовики — не в последнюю очередь ветераны системы КГБ СССР — имеют собственный бизнес.

Да и оставшиеся на действительной службе сотрудники не упускают из поля зрения реальные экономические процессы. Уже сейчас, например, по словам полномочного представителя президента в Приволжском округе Сергея Кириенко, информация областных УФСБ помогает полпреду раскрывать махинации с госимуществом и возвращать его в госсобственность.

Конкретный пример такого взаимодействия с ФСБ, приведенный Сергеем Кириенко, достаточно показателен.

«Информация УФСБ Ульяновской области значительно помогла в вопросе возвращения на «Авиастар-СП» государственной собственности», — заявил полпред.

Случайно получилось так, что именно в авиастроении в настоящий момент бывший сотрудник КГБ СССР Александр Лебедев (ныне глава НРБ-групп) строит холдинг. Создается эта структура по следующей схеме: правительство просто передает в управление структурам группы Лебедева то или иное авиастроительное имущество. Воронежский завод уже передан в управление, и, в общем, не особо скрывается, что хотелось бы получить и ульяновский.

Информация Ульяновского УФСБ, с одной стороны, помогла сохранить в неприкосновенности имущество завода, на которое претендует бывший сослуживец. С другой — вскрывшиеся злоупотребления, вероятно, сделают руководителей «Авиастара», пока не рвущихся в авиастроительный холдинг Лебедева, как-то покладистей, что ли.

+++Полпред Кириенко ничего против такой практики не имеет, тем более что она проходит в рамках действующего законодательства. Чего уж говорить о бывшем руководителе ФСБ Сергее Степашине, ныне возглавляющем Счетную палату. Комментируя заявление директора Федеральной службы безопасности РФ Николая Патрушева о возможном участии ФСБ в контроле за приватизацией промышленных предприятий, Сергей Степашин заявил, что выступает за такое участие ФСБ в ходе приватизации предприятий. При этом Сергей Степашин добавил, что такое участие возможно только в рамках существующего законодательства. Бывший директор ФСБ не постеснялся и обозначить, где именно такое участие желательно: «В России остается неприватизированным кусок собственности, связанный с оборонным комплексом и промышленными предприятиями этого комплекса».

Известно, что в России существует достаточно тесная связь между властью и бизнесом. В том смысле что административный ресурс конвертируется либо в деньги, либо, что предпочтительнее, в собственность. Беда в том, что значительное число людей, пришедших во власть в последние три года, пока не имеют возможности конвертировать накопленный ими административный ресурс в пакеты акций. Методы тонкой настройки — типа расстановки кураторов по госпредприятиям и выборочного возбуждения уголовных дел, — очевидно, не дают желаемого результата в заданные сроки. По счастью, остался еще кусок государственной собственности, который до сих пор не был приватизирован. Надзирать за тем, чтобы этот ресурс перешел «кому надо» и собирается при молчаливом согласии общества Федеральная служба безопасности.