Генеральский размен

Реформа призыва, которую начинают власти, вероятно, сведется к циничной отмене большей части отсрочек.

Рабочая группа под руководством Игоря Шувалова уже подготовила проект военной реформы, точнее говоря, изменения в системе призыва на срочную службу. Согласно проекту, пишет газета «Ведомости», с 2008 года число оснований для получения отсрочки от призыва будет радикально сокращено с одновременным сокращением срока службы до года, а то и до шести-девяти месяцев.

Можно практически безошибочно предположить, чем обернется эта мощная инициатива. Отсрочек от призыва молодых людей лишат сразу, в то время как срок службы будет сокращаться очень поэтапно.

Ввиду открывшихся особых обстоятельств, а они непременно и совершенно внезапно откроются сразу после ликвидации отсрочек, процесс сокращения срока службы будет временно заморожен на одном из первых этапов.

Такой сценарий более чем логичен в силу того, что отвечает интересам военных. Судите сами. В армии существует острая потребность в солдатах. По подсчетам Генштаба, если не менять нынешнюю систему комплектования войск, то в результате дефицита призывников к 2010 году укомплектованность личным составом в вооруженных силах упадет до 50-55%.

Причиной столь плачевного положения дел, по мнению генералов, является слишком большое число отсрочек, которые получают призывники. По данным Генштаба, в 2003 году было призвано только 10% общего числа лиц призывного возраста. Освобождение по состоянию здоровья получили 30% призывников, следовательно, еще 60% решили проблему военной службы отличным от приобретения плохого здоровья путем. Лишив их имеющихся льгот (в этом направлении и работает шуваловская группа), теоретически можно увеличить число призванных в семь раз.

Правда, по оценке лидера Движения в защиту армии, заместителя думского комитета по безопасности Виктора Илюхина, предлагаемая реформа проблему некомплекта в армии не решит. Илюхин оперирует примерно такой арифметикой: ввиду постоянного падения рождаемости в последние годы сегодня 18-летних значительно больше, чем 15-летних, число которых, в свою очередь, превышает количество 12-летних, и т. д. Число призывников уменьшается от года к году. При таком раскладе, полагает депутат, никакое увеличение процента призываемых не покроет негативного эффекта от сокращения срока службы.

Похоже, реалист Илюхин не слишком верит в возможность увеличить призыв в разы, сократив число поводов получить отсрочку. Действительно, молодые люди категорически не хотят в армию и найдут способ не делать этого, как ни ужимай список законных причин не служить.

Иными словами, для сокращения дефицита в солдатах необходимо или сокращать число отсрочек, или увеличивать срок службы, но уж никак его не сокращать.

Существует вроде бы и еще один сценарий: начать платить солдатам деньги, сделав тем самым армию привлекательной для гражданских или, если угодно, конкурентоспособной, то есть перейти на службу по контракту. Однако это, как выяснилось, уже не наш путь. «Никто задачи по переходу полностью на контрактную систему комплектования армии и флота не ставил и ставить не собирается», — заявил в начале июня министр обороны Сергей Иванов. Заявление на первый взгляд более чем странное.

Как утверждают социологи Аналитического центра Юрия Левады, в отношении реформ в армии у большинства россиян (72%) уже давно сложилось и за прошедший год не изменилось мнение, что систему призыва следует заменить формированием на контрактной основе. Сохранение призыва отстаивают 23% жителей России, чаще всего пожилые люди с низким уровнем образования. К несчастью, мнение 72% россиян глубоко безразлично как министру обороны, так и верховному главнокомандующему Владимиру Путину, который задачи по переходу на контрактную систему не ставил и не ставит. Пенять тут гражданам России совершенно не на кого: они сами знали, кого избирали президентом и кто при этом президенте будет как минимум министром обороны. Состав кабинета министров при втором сроке Владимира Путина был оглашен незадолго до его перевыборов. Естественно, власть должна иметь право на принятие непопулярных решений. Однако и граждане, те самые 72%, должны иметь возможность ознакомиться с какими-либо альтернативными проектами решения проблемы, в данном случае проблемы призыва.