Большой плюс минус Фрадков и вертикаль

Число тех среди них, кто позитивно относится к изменениям, происходящим в России, в последние месяцы заметно сократилось. По данным лондонского агентства Ansdell, которое регулярно проводит опросы управляющих, отвечающих за инвестиции в Россию, доля тех, кто положительно относится к российскому рынку, этой осенью уменьшилась до 55%.

Главной причиной угасания профессионального оптимизма портфельных менеджеров является, понятно, обеспокоенность в связи с делом ЮКОСа.

Согласно опросу агентства, инвесторов в первую очередь интересует судьба миноритарных акционеров нефтяной компании — удастся ли им получить за свои акции хоть что-то. Глава ЮКОСа Стивен Тиди заявил, что компания сама может объявить о банкротстве в момент, когда сумма требований кредиторов превысит цену ее активов. По российским законам в случае банкротства компании средства, вырученные от продажи активов, в первую очередь идут на удовлетворение требований кредиторов, а расчеты с акционерами — в последнюю очередь.

Прецедентов того, чтобы в ходе банкротства крупной компании дело доходило до расчетов с акционерами, в России еще не было, и вряд ли он будет создан по итогам дела ЮКОСа. Когда Тиди объявит о банкротстве — а это дело нескольких недель — станет ясно, что и на расчеты с кредиторами денег в обрез. Иностранным акционерам останется только пенять на себя и судиться с Российской Федерацией, объем налоговых требований которой к НК ЮКОС в последние месяцы и правда возрастал феноменально быстро.

ЮКОС, конечно, не единственная причина беспокойства инвесторов. Ansdell свидетельствует, что на их настроение также повлияли недавние заявления президента Путина о планах прямого назначения губернаторов в регионах. Казалось бы, укрепление власти Кремля должно только радовать инвесторов,

однако оказалось, что вертикаль власти имеет отрицательную капитализацию, ее строительство скорее раздражает инвесторов.

Наконец, управляющих фондами беспокоит и замедление темпов экономических реформ при новом составе правительства во главе с господином Фрадковым. Любопытно, что наибольший оптимизм респонденты Ansdell испытывали чуть более полугода назад накануне отставки Михаила Касьянова. От его сменщика на посту премьера ожидали прежде всего ускорения реформ, однако эффект оказался прямо противоположным. На смену недовольству темпами реформ пришли опасения их полной остановки.

Однако сколько беспокойства бы ни вызывала у инвесторов Россия, вкладывать в русский рынок деньги они не перестанут.

Половина респондентов, опрошенных Ansdell, намерена сохранить объем вложений в российские бумаги на прежнем уровне, а три четверти опрошенных ожидают повышения интереса к акциям российских эмитентов. Более того, инвесторы предполагают, что в ближайшие 12 месяцев капитализация российского рынка вырастет в среднем на 27%. Иными словами, существуют соображения более высокого порядка, перевешивающие в глазах инвесторов весь перечисленный негатив (дело ЮКОСа, путинская вертикаль власти, бездействие кабинета Фрадкова).

Согласно достаточно распространенному мнению, причиной этого парадокса являются высокие цены на нефть. Мало того что российские нефтяники получают сверхприбыли, вся экономика страны растет как на дрожжах. Для финансового спекулянта, по определению краткосрочного инвестора, этого должно быть достаточно, чтобы по меньшей мере «держать» позицию на Россию, а то и наращивать вложения. Доверие портфельных инвесторов, даже подкрепленное реальными инвестициями, впрочем, недорого стоит. Известно, что в случае изменения конъюнктуры они быстро покинут рынок, как это было в 1998 году.

Однако в Россию все активнее вкладывают средства и нефинансовые инвесторы, работающие в отраслях, где инвестиционный цикл измеряется годами. Например, машиностроители. На неделе стало известно, что завод в России намерена построить компания DaimlerChrysler. Германо-американская корпорация стала седьмой крупной мировой автомобилестроительной фирмой, проявившей серьезный интерес к России. Ford, General Motors и Renault уже имеют собственные производственные мощности в России. Volkswagen, Nissan и Toyota, к которым, судя по всему, присоединяется DaimlerChrysler, подыскивают площадку для строительства завода. Эти инвесторы пришли в Россию не на волне конъюнктуры: ясно, что даже за время строительства этих заводов, не говоря уж о том периоде, за который эти вложения должны окупиться, цена на нефть может радикально измениться. Очевидно, консолидированное мнение мирового автопрома состоит в том, что независимо от цены на нефть российский рынок представляет интерес и с вертикалью или без вертикали, но платежеспособный спрос на автомобили в ближайшем будущем по меньшей мере сохранится.

Иными словами, Россия де-факто получила инвестиционный рейтинг от гигантов автопрома, крупнейших мировых концернов.

Никакие конъюнктурные изменения, падение цен на нефть, демарши силовиков, изменение ситуации с ЮКОСом — все то, что имеет такое значение для финансовых рынков, похоже, уже не изменят этой оценки. Потому что люди в России научились самостоятельно зарабатывать и теперь уже совершенно независимо от темпов проведения реформ и ситуации с вертикалью будут есть, пить, покупать квартиры и автомобили — может, и в меньших количествах, чем в Европе, но во вполне заслуживающих уважения объемах. А о том, что могло бы быть с российской экономикой, не будь позорного дела ЮКОСа, демаршей силовиков, вертикальных упражнений господина Путина и премьера Фрадкова, можно только грезить.