Анализируй это

Россияне не хотят заглядывать в будущее и размышлять о настоящем. Это видно из того, что они смотрят и показывают.

В минувшую пятницу в Голландии произошло ограбление века. Вооруженные злоумышленники, одетые в форму сотрудников аэропорта Схипхоп, угнали бронированный грузовик с бриллиантами и ювелирными украшениями, которые компания КLМ должна была переправить в Антверпен. Полиция бросилась расследовать дело по горячим следам, однако это ни к чему не привело. Им удалось лишь найти угнанный автомобиль, которые бросили злоумышленники, забрав ценности. Стоимость похищенного составляет почти $100 млн. Это ограбление — одно из крупнейших в Европе за несколько десятилетий.

Впрочем, владельцы бриллиантов особо не переживают: камни застрахованы и к тому же имеют специальные метки, которые рано или поздно выведут полицию на след грабителей. Переживать должен заказчик преступления, причем волнуют его не специальные метки, он сам огранщик и с этой проблемой разберется. Человек, ответственный за перевозку ценностей, был убит в Лондоне, и бриллианты пропали.

Независимое расследование, которое предпримут заказчик и другие заинтересованные в бриллиантах лица, вряд ли принесет какие-либо результаты, даже несмотря на то что к нему будут привлечены лучшие люди, которых можно нанять за деньги. На кону слишком большой куш, и бриллианты никто так просто не отдаст. Смерть курьера станет явно не последней, и камни будут переходить от одного преступного клана к другому. Пока наконец какой-то турок (Turkish) не принесет их в ближайший ювелирный магазин.

Во всяком случае, так развивались события в фильме «Snatch» режиссера Гая Ричи, а он, несомненно, является в данном случае первоисточником.

Герои «Snatch» первыми совершили ограбление века, украв на рекордную сумму антверпенских бриллиантов. Некоторое сходство есть даже в деталях: усыпить бдительность охраны бандитам удалось, переодевшись «под местных». Правда, в фильме ограбление произошло в центре огранки (соответственно, они переоделись в хасидов), а в жизни — в аэропорту и переодеваться пришлось в служащих Схинхопа.

Это далеко не первый случай такого рода. Всем памятен, вероятно, фильм «Хвост вертит собакой», в котором вашингтонские политтехнологи для того, чтобы поддержать падающий рейтинг президента США, развязали победоносную виртуальную войну «где-то в Албании». Вскоре аналогичный сценарий был реализован и в реальной жизни — за тем разве исключением, что война была вполне реальной. В 1998 году вышла картина «Осада», в завязке которой террористы совершают в прямом эфире телеканалов чудовищный теракт, шокирующий Нью-Йорк и всю Америку. Фактическую власть в стране берут в свои руки военные, во главе которых стоит бравый генерал Брюс Уиллис, в этой роли даже внешне напоминающий некий гибрид Чейни--Рамсфельда--Вулфовица.

Впору утверждать, что историю пишет Голливуд, коль скоро многое из того, что происходит на экране, столь последовательно переносится в реальную жизнь.

Американцы, как и ранее советский народ, делают сказку былью. Постсоветский народ был занят, кстати, тем же самым, просто сказки в период перестройки были уж слишком мрачными. Бум «чернухи» в кино конца 80-х, вероятно, стал не последней причиной того, что 90-е годы выдались столь «беспредельными».

Сегодня россиянам делать былью просто нечего. Отечественный кинематограф упивается былым величием. Наиболее громкие и масштабные картины последних десяти лет посвящены событиям прошлого века («Утомленные солнцем», «Молох»), а то и позапрошлого («Сибирский цирюльник», «Турецкий гамбит»). Во власти ностальгии по прошлому даже телевизор, вроде бы по определению призванный жить сегодняшним днем. Самые успешные оригинальные развлекательные проекты последнего десятилетия: «Старые песни о главном» и исторический цикл «Намедни» Леонида Парфенова. Два главных художественных телесуперхита также обращены в прошлое: «Менты» воспевают суровые реалии Петербурга 90-х, а «Бригада» — героический эпос про Москву того же периода.

Ностальгия по прошлому, конечно, далеко не худший вариант в сравнении с бумом «чернухи» в постперестроечную эпоху. Но неужели в то время как американцы смотрят в будущее и творят его, россиянам только и остается вспоминать о былом величии?