Ресурсы подорожания

Ответ на вопрос, до каких пор будет дорожать бензин, не является тайной. Об этом легко и с удовольствием говорят нефтяники. Раньше целевым ориентиром был $1 за литр. Теперь — видимо, в связи с ростом цен на сырое топливо — он пересмотрен, естественно, в большую сторону. По мнению нефтяников, к 2010 году литр бензина должен стоить 40–50 рублей. Альтернатива — нормированное потребление.

Нельзя сказать, что эта цифра взята с потолка. В исследовании компании «ЛУКойл» указывается сразу на целый ряд факторов, способствующих стремительному росту цен. Важнейший из них — это рост автомобильного парка. По прогнозу Федерального дорожного агентства, к 2015 году количество автомобилей на российских дорогах должно увеличится на 70%. Поскольку прирост главным образом будет достигнут за счет иномарок — как российского, так и иностранного производства, — потребления бензина будет расти чуть меньшими темпами. В «ЛУКойле» считают, что оно вырастет всего на 50%.

Расти есть куда. Пока, кстати, потребление бензина на душу населения в России гораздо меньше, чем даже в Восточной Европе: 187 литров в год против 320 в Польше или Словакии. Уровня этих стран достигла пока Москва, и только. А вот увеличить производство бензина теми же темпами отечественные нефтяники не смогут. За последние годы оно было увеличено всего на 20% за счет главным образом простого увеличения загрузки мощностей.

Теоретически можно увеличивать загрузку и дальше, однако тут возникает следующая проблема. Российские НПЗ устарели, для них характерен низкий выход бензина на тонну нефти — 16% против, допустим, 43% в США — и, наоборот, высокий мазута — 32% против 5% в Америке. Не удивительно, что уже сейчас в России имеется избыток мазута. В случае дальнейшего «лобового» увеличения загрузки НПЗ может возникнуть кризис его перепроизводства. В «ЛУКойле» считают, что увеличение производства бензина более чем на 20% возможно только при проведении масштабной реконструкции российских НПЗ, три четверти которых пущены до 1960 года. Надо ли говорить, что ни о какой масштабной реконструкции нет и речи.

В результате, полагают в компании, резерв по использованию мощностей (те самые 20%) будет исчерпан уже к 2010 году. С этого момента Россия столкнется с дефицитом бензина.

Существует традиционный российский способ борьбы с дефицитом — нормирование потребления. В принципе, можно уже сейчас прикинуть размер этих норм. Сейчас в стане производится 31 литр в неделю на одну автомашину, и это комфортный уровень для владельцев машин. По прогнозу «ЛУКойла», к 2010 году этот показатель составит 24 литра, к 2015-му — 19 литров. Иными словами, через четыре года придется отказаться от одной поездки на машине в неделю (минимум), через 9 — от двух. Вряд ли это реально в современной России. Однако единственной реальной альтернативой нормированному потреблению является более чем двухкратный рост цен — с нынешних условно 20 рублей до 40–50 в 2010 году.

С этим прогнозом «ЛУКойла», уверен, согласны во всех нефтяных компаниях России. «ЛУКойл» в этом смысле, возможно, еще самая умеренная в России вертикально интегрированная нефтяная компания. Во всяком случае, ее президент Вагит Алекперов после встречи с Владимиром Путиным инициативно снижал цены на бензин на 5%.

Правда, как мне кажется, 5-процентная скидка — это далеко не предел того, чего государство могло бы добиться от нефтяников в плане цен на бензин, особенно в свете их грядущего двухкратного повышения.

Да, это, конечно, частные компании. Но, когда государству действительно чего-то надо от них добиться, способы найдутся. Вот, скажем, «Газпрому» нужен был контроль за ковыктинским месторождением, и нашлись аргументы, которые заставили менеджмент ТНК-BP предложить газовой монополии контрольный пакет в консорциуме разработчиков. Жалко, не правда ли, что, к примеру, у «Газпрома» нет интереса в низких ценах на бензин.