Плоды землячества

Хорошие деньги совсем не плохая замена столичным функциям

Сегодня Санкт-Петербург лидирует среди всех российских регионов по темпам роста доходов населения и бюджета. И это одно из наиболее видных достижений экономического блока администрации Владимира Путина.

Надежды, которые многие простые жители Санкт-Петербурга возлагали на Владимира Путина в конце 99-го года, полностью оправдались. Свой человек в Кремле не забыл о родном городе.

Пусть Петербург, как некоторые надеялись (а другие опасались), и не получил столичных функций. Он получил нечто более важное — деньги. Как это ни парадоксально звучит, но Санкт-Петербург, бесконечно далекий от добычи сырьевых ресурсов, оказался главным среди российских регионов бенефициаром роста цен на нефть и газ. Доходы населения и бюджета Северной столицы, по данным исследования, подготовленного аналитиками банка «Уралсиб», в 2000–2005 годах росли быстрее всего в России.

Конкурентом Петербургу можно считать разве что Чукотку, которая по формальным признакам также совершенно неожиданно стала в первые пять лет века одним из самых инвестиционно привлекательных регионов России. Однако всем известно, с чем связан бумажный расцвет этого региона. Роман Абрамович как физическое лицо и некоторые структуры «Сибнефти» платили свои налоги в Анадыре.

Однако чукотское чудо скоро закончится. После покупки «Газпромом» «Сибнефти» газовая монополия приняла решение перенести штаб-квартиру нефтяной компании в Санкт-Петербург, где будет платить налоги она сама и большая часть аффилированных с ней структур. Чукотка и Омск лишатся налоговых поступлений, которые перейдут в распоряжение администрации Валентины Матвиенко.

Хотя этой администрации и без того было грех жаловаться. «Сибнефть» ведь совсем не одинока. Налоги в Северной столице теперь платят второй банк в стране (Внешторгбанк), авиакомпания из топ-10 («Трансаэро») и многие другие компании, де-факто ведущие деятельность далеко за пределами Северной столицы.

И ведь мало частных и государственных компаний. Санкт-Петербург, мягко говоря, не обделен и госинвестициями. Из 7 проектов, которые будут финансироваться из инвестфонда, два — петербургские. И если по кольцевой автодороге, наверное, почти нет вопросов — это действительно важный проект, который позволит облегчить грузовой трафик на трассе Москва — Хельсинки, то по Орловскому туннелю под Невой вопросы есть. Его народно-хозяйственная значимость в масштабах всей страны совершенно не очевидна.

Санкт-Петербург остался без особых экономических зон. Пожалуйста. Практически специально для порта Усть-Луга придумали специальные портовые экономические зоны.

Причем резиденты таких зон (точнее, такой зоны) могут получить просто фантастические налоговые преимущества. В правительстве есть мнение освободить их от уплаты НДС.

Расцвет петербургской экономики — безусловное благо. Это прекрасно, что на карте страны появилась такая точка роста. Проблема, как мне кажется, состоит в том, что она создается за счет других регионов, из которых уходят налогоплательщики, которые недополучают госинвестиции и налоговые льготы.

Думаю, было бы совсем неплохо, если бы фантастические налоговые льготы получили в первую очередь недозагруженные дальневосточные порты. К некоторым мостам через Волгу еще несколько лет назад стояли многокилометровые очереди. Думаю, стоят и сейчас.

Может быть, мост через Волгу будет в масштабах страны более полезен, чем Орловский туннель. Наконец, можно было бы приостановить великое переселение налогоплательщиков в Санкт-Петербург или, по крайней мере, разработать механизм достойной компенсации выпадающих доходов потерпевших регионов. Но у властей, кажется, другие приоритеты.

И насколько я понимаю, достаточно высока вероятность, что следующий президент тоже будет, скорее всего, из Ленинграда. Так что к вопросам развития прочих регионов вернуться, видимо, пока не получится. Во всяком случае, где-то до 2016 года.