Частная интеграция

Либеральная империя, о которой говорил Анатолий Чубайс перед выборами-2003, начинает потихоньку складываться

Сегодня международную панораму простой советский человек смотрит уже с иным чувством чем, скажем, пять лет назад. Тогда это было в значительное степени отвлеченное зрелище: проблемы других стран были так же далеки, как Луна. Теперь за новостями следишь с неподдельным интересом, поскольку большая их часть касается простого советского человека практически напрямую.

Вот, например, в понедельник ночью началась (и, кажется, заканчивается ничем) революция в Венгрии. Какое русским людям было до этого дело пять или десять лет назад? Ясно, что никакого, — разве что кому-то надо было в Будапешт по делам, а там могли закрыть аэропорт.

Теперь совсем иные расклады. За день до начала революционных событий глава венгерской республики Ференц Дюрчань встречался с Владимиром Путиным и обсуждал, как водится, широкий круг вопросов. Одним из которых, нет сомненья, является приватизация венгерской национальной авиакомпании Malev.

Вот уже несколько лет купить Malev пытается российская авиакомпания KrasAir Бориса Абрамовича (точнее, возглавляемый ею альянс AirUnion, но это детали). В принципе, по деньгам давно уже все понятно: больше Абрамовича за Malev не дает никто, проблема, как считается, в политическом решении. И есть мнение, что Путин и Дюрчань нашли это решение. Поэтому в свете авиаприобретений эта венгерская революция была совершенно некстати: как минимум пришлось бы договариваться еще раз — с новым начальником Венгрии.

А это, в принципе, тот случай, когда простые русские парни заинтересованы в успехе Абрамовича. Дело в том, что Malev уже давно получил приглашение о вступлении в глобальный авиаальянс OneWorld (возглавляемый British Airways) и до сих пор не вступил в него лишь из-за затянувшейся истории с приватизацией.

Если Абрамович купит венгерскую компанию, то одной ногой в OneWorld окажется и KrasAir, и объединенные им в AirUnion мелкие перевозчики. И мне, как пассажиру, нравится такая перспектива.

Я лично ощущаю разницу между членом глобального авиаальянса Sky Team «Аэрофлотом» и, например, чуть не попавшей в «черный список» ЕС авиакомпанией «Пулково» — последняя мне нравится куда меньше. Более того. «Аэрофлот» сейчас нравится мне гораздо больше, чем тот же «Аэрофлот» пять лет назад (пусть даже теперь напитки в эконом-классе и за деньги). И мне кажется, что чем больше в России будет таких компаний, как «Аэрофлот» сейчас, то есть членов международных авиаальянсов, тем более качественный сервис и гарантии безопасности будут получать пассажиры. И получается, что я, в общем, против революции в Венгрии (если Дюрчань готов продать нашим Malev).

При этом я не то чтобы за революцию в Таиланде, которая произошла сутками позже — в ночь со вторника на среду. Как и миллионам советских людей, мне Таиланд известен, прежде всего, как крупный центр секс-туризма.

И в этом смысле мне была крайне симпатична политика свергнутого премьер-министра. Насколько я понимаю, главным достижением антинародного режима Таксина Чинавата стало резкое снижение темпов роста числа ВИЧ-инфицированных в стране. При этом на секс-индустрию никто не покушался, а успехи в борьбе со СПИДом были достигнуты благодаря массированной пропаганде безопасного секса. Как будет при военных — пока сложно сказать, но опасения за судьбу секс-курорта вполне обоснованны.

Интересно, что этот процесс идет и в обратном направлении. Граждане мира с не меньшим интересом ждут новостей, даже, казалось бы, незначительных, из России. Кого, казалось бы, волнует в мире Министерство природных ресурсов Российской Федерации, даже в самой федерации известное, главным образом, благодаря деятельности Олега Митволя. Однако отмена экологической экспертизы проекта «Сахалин-2» вызвала неожиданно бурную реакцию ЕС и правительства Японии. А акции компаний, участвующих в проекте — Mitsubishi и Mitsui — во вторник рухнули на Токийской бирже на 2,8% и 4,1% соответственно.

Если простая министерская бумажка наделала столько шума в промышленно развитых странах, чего уж говорить о СНГ. В понедельник российские власти потребовали от Белоруссии выполнить принятые на себя при вступлении в таможенный союз обязательства и унифицировать таможенные пошлины на экспорт нефтепродуктов. Зная новые принципы общения РФ с транзитными экономиками («выполняйте, а не то отключим газ») можно предположить, что по крайней мере частично оно будет выполнено. Что для Белоруссии обернется снижением на 2% уже не курсов акций, а ВВП республики.

Такое впечатление, что либеральная империя, о которой говорил Анатолий Чубайс перед выборами-2003, начинает потихоньку складываться.

В том, во всяком случае, смысле, что Россия в глобальном масштабе обретает новые интересы и рычаги давления, и эти интересы, равно как и рычаги, носят не политический и не военный, а сугубо экономический, отчасти монетарный характер.