Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Конституционный зуд

В 2012 году пройдет не только электоральная кампания президента России, но и выборы председателя Конституционного суда (КС). Новеллы в законодательстве присутствуют в обоих сюжетах. В первом случае новый президент — то есть с учетом тефлоновых рейтингов либо Дмитрий Медведев, либо Владимир Путин — будет избран на шестилетний срок. Во втором глава органа конституционного правосудия, если через парламент пройдет инициатива президента по изменению порядка избрания председателя КС, будет выбираться не самими судьями из своего состава, а утверждаться Советом федерации по предложению президента.

Инициатива странная, ведь и нынешний порядок избрания председателя суда, его зама и судьи-секретаря вовсе не таит в себе опасности политических потрясений. К тому же он соответствует традициям послевоенного «буржуазного» континентального права. Например, в Испании глава конституционного суда хоть и назначается королем, но по предложению, внесенному «полным составом суда». Согласно основному закону Италии, конституционный суд избирает председателя из своей среды.

Несколько неожиданное предложение президента провоцирует естественный вопрос: зачем? Будут ли еще изменения в Конституции, диктуемые текущей политической конъюнктурой? Готовятся ли такие катаклизмы, которые потребуют лояльности еще большей, чем ее проявляет отправленный в колыбель трех революций и город Ленина Валерий Зорькин?

(А Валерий Дмитриевич, надо заметить, не устает оправдывать элементы авторитаризма в политической системе, который, правда, Конституцией не предусмотрен.)

Кстати, о Ленине. Он справедливо писал о том, что буржуазные конституции отражают «действительное соотношение сил в классовой борьбе». Конституция-1993 зафиксировала результаты буржуазно-демократической революции 1991–1993 годов, стала правовой основой для рыночной модернизации западного типа и отражала тогдашнее соотношение сил «в классовой борьбе». За более чем 15 лет «классовая структура» изменилась, отсюда и беспокойный зуд в конституционной сфере, причем без предварительного не то что общественного — профессионального обсуждения в среде юристов.

И все-таки, что готовит нам начальство?

Самая экзотическая версия: Медведев сам хочет стать председателем Конституционного суда — работа уважаемая и по специальности. В конце концов, как предполагал не так давно один политический аналитик, лучшей должностью для Путина был бы пост патриарха всея Руси.

Но это место занято «молодым», энергичным, государственно ориентированным священником с хозяйственной жилкой. Медведеву же, чтобы стать главой КС, сначала надо стать судьей, то есть войти в число 19 членов Конституционного суда. А в соответствии с его же законодательной инициативой президент предлагает Совфеду кандидатуру председателя именно из состава суда.

Значит, остается самая непритязательная версия. Управляемость назначения главы конституционного правосудия достигается столь прямолинейным способом просто на всякий случай. Для политической страховки. Мало ли как жизнь повернется. Что косвенно подтверждается следующим фрагментом из интервью одного из членов дуумвирата, Владимира Путина, японским СМИ: «В зависимости от эффективности нашей работы и я, и президент Д. А. Медведев будем принимать решения о том, что нам делать в будущем — и мне, и ему. Что касается его лично, это его лучше спросить, но, повторяю, я знаю его очень давно и знаю, что он человек очень порядочный и будет смотреть и на свое политическое будущее, тоже исходя из интересов страны, исходя из результатов нашей совместной работы. Поживем — увидим».

Из этого следует, что Медведев вопреки спекуляциям точно дорабатывает до конца срока — никакие изменения в статусе не нужны ни ему, ни Путину.

Действующий президент максимально корректно выполняет условия предвыборного договора с бывшим президентом и нынешним премьером и нарушать его не станет, пока они вдвоем в случае нужды не договорятся об обратном.

А о том, какой должна быть конфигурация на следующий срок, станет понятно по тому, кого власть выдвинет в ходе регулярной предвыборной кампании кандидатом в президенты.

В принципе, ничто, кроме таких «мелочей», как кризис, проедание государственных резервов и просыпающаяся гражданская активность, не может помешать дуумвирату продолжать движение и с 2012-го по 2018 год. Например, не дуумвират, но триумвират Брежнев — Косыгин — Подгорный тоже был весьма долговечен. Хотя после замораживания косыгинской реформы стало окончательно понятно, кто в лавке хозяин. А потом и у Подгорного тихо отобрали и без того церемониальную власть. Так что уж что-нибудь, да произойдет за эти годы. Например, приблизительно то же, что и со стагнировавшим Советским Союзом. Тогда и придется менять политическую модель.

Брежнев правил 18 лет, Путин тоже имеет все шансы продержаться до 2018-го.

Но в случае абсолютно естественного раскачивания «стабильности», пожалуй, новый порядок избрания главы Конституционного суда уже ничем никому не поможет.

Новости и материалы
Блинкен прибыл в Пекин
ММК ведет переговоры с ФАС по мировому соглашению
В мурманском порту нашли авиабомбу весом 500 кг
Российские фехтовальщики не выступят на Олимпиаде
В Кремле рассказали, как оценивают передачу Киеву дальнобойных ракет
Высшее руководство Польши обсудит размещение ядерного оружия в стране
В России взлетел спрос на ботокс
Взрывы произошли в украинском городе после объявления тревоги
Нидерландская X5 потеряла права на российскую «дочку»
Стало известно, как Байдену удалось согласовать помощь Украине
Россияне не могут найти управу на буйных соседей, устроивших пожар
Суд оштрафовал блогера Ивлееву за дискредитацию ВС РФ на 50 тыс. рублей
Новый iPad Air не получит улучшенный экран
В Молдавии рассказали, что Запад поощряет Кишинев совершать беззакония
EA подняла цены на свои игры в турецком PS Store выше 10 тысяч рублей
Россиянин год «инвестировал» деньги в бизнес знакомого и лишился 18 млн рублей
Армения готова обсудить закупки газа с Азербайджаном
Лукашенко сравнил Украину с «наркоманом» на коротком поводке
Все новости