Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Блюз на арбузной корке

Сериал о партийных идеологиях вполне логичным образом завершается обзором публичных мировоззренческих установок партии «Родина». Не только потому, что это политическое направление имеет парламентское представительство. Не по той причине, что партия и особенно ее лидер Дмитрий Рогозин постоянно находятся в информационном поле. Гораздо важнее то обстоятельство, что идеология «Родины», которую активно оттесняют от власти и пытаются выбросить из номенклатурной обоймы, за «отчетный» 2005 год превратилась в государственную российскую идеологию.

Пожалуй, это едва ли не главный идеологический итог уходящего года. (Включая, как мы увидим ниже, и экономическую идеологию, сводящуюся к «стерилизации» крупного бизнеса и огосударствлению экономики.) Власть не терпит конкурентов не только на экономическом поле, оставаясь монопольным игроком, адаптирующим правила игры под себя, но и на площадке политической. А в идеологическом смысле «Родина» — самый прямой конкурент власти. Между тем в стране может быть только один субъект экономики, политики, идеологии.

В современной российской политической системе государство — и главный либерал, и главный коммунист, и, конечно же, националист.

Отдавать лавры главного националиста Рогозину — слишком щедрый подарок...

Когда-то «Родина» сформировалась и окрепла до уровня парламентской партии в кремлевской пробирке. Но, как выяснилось, на Рогозина не делали ставку, на нем ставили опыты. Опыт с отмороженной, немотивированной, нахрапистой националистической риторикой показал неплохой электоральный результат, и у лидера «Родины» игрушку отобрали. Он продолжал игру на уже теперь чужом поле, и упражнения с «арбузными корками» и прочими эффектными ксенофобскими ходами были пресечены самым жестким и демонстративным образом — с помощью партии Жириновского, этого универсального оружия, применяемого в любой политтехнологической комбинации. Голоса, которые избиратель хотел отдать за «Родину», были переадресованы естественным образом не столько коммунистам и жириновцам, сколько партии власти.

Последнее — естественно. «Родины» во власти нет, но власть реализует программу «Родины». Базовый пункт в целом бесцветного и совсем не агрессивного официального программного документа партии Рогозина — это создание «сильного, эффективного государства». Словосочетание в той же степени правильное, что и бессодержательное. Стертое от частого употребления всеми, включая первое лицо страны. Однако его мало-мальская конкретизация дает для каждой партии свой специфический эффект.

Мутные формулы программы «Родины», сильно напоминающие попытки Остапа Бендера закончить сложную фразу «Мадам, мы счастливы видеть в вашем лице…», с лихвой компенсируются внятными фразами из других документов, в частности, манифеста «За Родину...» и Стратегии развития партии лета 2005 года. И тогда становится вполне очевидно, что подразумевается под «эффективным государством».

Государство, согласно идеологии «Родины», вмешивается во все. Устраняет несправедливость, осуществляет протекционистскую экономическую политику, а также — внимание! — решает проблему «использования бывшей общей собственности во благо всего общества». Это вам ничего не напоминает?

Но и это еще не все. «Главная патриотическая задача» — вернуть «богатства страны народу». Не это ли благородное занятие было стержнем, смыслом и содержанием экономической политики российской власти в 2005 году? Тем более благородное, что государство вечно путает свои интересы с интересами общества, национализируя не только экономические активы, но и право говорить от имени рядовых граждан.

«Должна быть восстановлена утраченная сила государства», — говорят рогозинцы. Но ровно в этом базовый пафос деятельности многочисленных кремлевских кланов. И потому получается, что Рогозин ломится в открытую дверь. Не говоря уже о том, что подобного рода взгляды в содержательном смысле ну никак нельзя назвать оппозиционными. Это мировоззренческий мейнстрим.

В программных документах «Родины» есть и все то, что сейчас модно называть консерватизмом. И опасения за утрату «экономического суверенитета» (агитпроп Старой площади с его «суверенной демократией» уже, как говорил Маяковский, «в зубах навяз»). И противостояние глобализации, которая есть «способ навязывания будущего, где России нет места». И даже мечты о «национальной инновационно-инвестиционной системе».

Цель партии — «борьба за выживание, развитие народа и единого российского государства в современном сложном, динамично развивающемся мире».

Словом, речь идет об автаркичном развитии, при котором вся сложность мира и его динамичное развитие должны пройти мимо.

А мы привычным образом будем восстанавливать «утраченную силу государства», что, впрочем, является вовсе не целью, а самоцелью. Потому что понятие «цель» подразумевает решение каких-то конкретных задач. Укрепление же государства ради укрепления государства — это, простите, искусство ради искусства.

Авторы программных документов «Родины» весьма точно называют эту идеологию «социал-патриотической». Словосочетание немедленно вызывает пикантные аллюзии с национал-социализмом. Ролик про «арбузные корки» лишь подтверждает худшие опасения. Как бы на этих самых корках не поскользнулась бы и официальная российская власть, избравшая социал-патриотизм в версии lights своим единственно верным учением.