Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Бесполезная профессия

экономический публицист

Президент Путин долго молчал про убийство Анны Политковской. Он вообще часто молчит о событиях, немаловажных для страны. Пока тонул «Курск», президент молчал и катался в Сочи на скутере. Пока был Беслан, президент молчал.

Зато президент часто поздравляет с днями рождения нефтяников, сталеваров и актеров. Он вообще часто совершает запланированные мероприятия. И не любит реагировать на непредусмотренные события.

Еще президент Путин не любит Запад, но на животрепещущие темы чаще говорит на Западе. Это такой феномен. Почему-то западные журналисты и политики спрашивают его о том, о чем не спрашивают его приближенные к нему российские журналисты и политики.

И вот о Политковской президент Путин тоже сказал: сначала президенту Бушу, а потом немецким журналистам. Президент Путин сказал о Политковской, что публикации ее влияния не имели, и что смерть ее причинила режиму больше вреда, чем ее статьи.

Так президент Путин проговорился о первом секрете режима: о том, что наша пресса ни на что не влияет.

Это святая правда. Журналистика — это вообще общественный институт, который имеет смысл только при демократии. В авторитарном обществе этот институт либо превращается в эквивалент доносов (помните в «Правде» фельетоны об отдельных недочетах и злоупотреблениях?), либо - он просто как пятое колесо в телеге. Именно поэтому в Финляндии на митинг по поводу смерти Анны Политковской пришло больше людей, чем в России.

Я и мои коллеги, в сущности, выполняем работу, которая не имеет смысла. Это вроде вышивания крестиком по цементу. Потому что решения в России принимает не общество, а президент Путин, а президент Путин испытывает глубокое недоверие к прессе и любую статью расценивает как заказуху с целью им манипулировать. (Правда, замечено, что люди, которые воспринимают весь мир как форму разводки, обычно и становятся жертвами разводок, но это уже к слову).

Так что на президента Путина ни Политковская, ни кто-либо из лиц, не приближенных к нему, воздействовать не может, а на что-либо другое в нашем обществе воздействовать бесполезно. (Если вы не знали, как называется подобным образом устроенное общество, то учтите - оно называется суверенная демократия).

А потом президент Путин проговорился о втором секрете режима — о том, что он воспринимает любую критику как вред.

Это довольно удивительная вещь. Журналист - он ведь как комментатор спортивного матча. Если он говорит, что матч проигран со счетом 2:0, то варианта два. Либо он врет, и это все видят. Либо он говорит правду, и тогда вряд ли его слова влияют на результат матча. В любом случае исход матча определяют не комментаторы, а участники.

В этом смысле любой критик режима — похож на случайного попутчика, который кричит, что везущий его водитель едет по встречке со скоростью двести километров в час. Либо он врет, и водитель едет нормально, и тогда им ничто не помешает доехать. Либо он не врет, и они разобъются. И в таком случае водитель, конечно, обвинит не себя. А того, кто громко кричал.

Любую систему характеризуют не ошибки, которые она совершает. Любую систему характеризует реакция на ошибки.

Американский президент Джордж Буш за время своего президентства, вероятно, совершил много ошибок. Он лгал о наличии у Ирака ядерного оружия, и попытался инсталлировать в Ираке демократический софтвер, явно не подходящий к данному типу железа.

За это масса американских журналистов называла его негодяем, лгуном и преступником. Но никому не пришло в голову этих журналистов называть врагами и вредителями власти.

Потому что все, что делал Буш — это просто ошибки. А вот если бы он назвал критиков своих ошибок злоумышленниками — это была бы катастрофа.

Президент Путин назвал Анну Политковскую человеком, причинявшим вред государству. И сделал это над еще не закопанной могилой. Он обращался к западным журналистам, разъясняя, в приступе либерализма, свою позицию. К России обратиться он не счел нужным.