С пивом и без него

Лучше перепить, чем недоесть. Иногда очень помогает, и никаких внушений после не требуется. Вот «Балтика» на ЧМ-2000 по хоккею в Питере перекормила своей халявной продукцией журналистскую братию так, что нынче специфический запах этого сорта сразу ассоциируется у меня лично с тем злосчастным чемпионатом. Хоть тысячу раз на дню рекламируй…

Если серьезно, то спасибо Олимпиаде: только она спасла (на время, естественно) страну от грандиозного скандала, связанного с известным законопроектом по поводу ограничения рекламы пива. Приняла его Государственная дума практически большинством голосов, и такое сложилось ощущение, что все государственные мужи как-то враз «перепили». Раз и навсегда решив, что хватит.

Мне дела нет до подводных (или «подводковых»?) течений, глобальной корпоративной дележки, лоббирования и прочих государственных заморочек в особо крупных размерах. Мне есть дело до конкретного потребителя — не пива, нет — мне есть дело до телепотребителя спорта. Далеко не каждый, между прочим, сочетает эти два потребления.

А, судя по всему, интересы рядового российского телелюбителя новый революционный законопроект затрагивает впрямую. Хотя конкретных цифр пока никто не называет, но футболисты и хоккеисты в колокол уже забили. Не будет рекламы — не будет и зрелища. И, видимо, масштабы сокращения трансляций в связи с возможным уходом крупнейших спонсоров и рекламодателей близки к катастрофическим.

Тут надо сказать вот о чем. Мне категорически не нравится, как потребляют один из любимых моих напитков в Москве. Как, извините, лакает его молодежь где ни попадя. Бесят эти бутылки и банки в метро, противны завалы тары на ступеньках, воротит от запаха пивного перегара. Могу точно сказать, что ничего подобного ни в одной европейской стране не встречал (ну разве что однажды — в фирменном поезде «Бавария», следовавшем из Мюнхена в Цюрих после уик-энда).

Более того, могу ошибаться, но и такой оголтелой и напористой рекламы пива, как на нашем ТВ, также нигде не наблюдал. Опять же, если не ошибаюсь, но пьющий пиво человек там под запретом. У нас сейчас, кстати, пивоваренные компании как перед концом света запустили свою рекламу (и хорошую, и не очень, и отвратительную) на полную катушку. Как это все влияет на культуру потребления — не подсчитает ни одна социологическая служба, но, видимо, все-таки влияет.

Так что опасения понятны, и какие-то ограничения в визуальных вариантах, возможно, действительно необходимы (с этим, кстати, согласился, один из принципиальных противников принятия законопроекта в таком тотальном варианте, президент Федерации хоккея России Александр Стеблин). Но как бы вместе с пивом не выплеснуть и спорт, как бы не получить долговременный отрицательный эффект, многократно превышающий ущерб от безудержной и далеко не всегда корректной рекламы. Ведь потерять можем не только телекартинку…

Все хорошо в меру. И потребление, и борьба с ним. Хорошо бы еще подумать — вдумчиво и спокойно. Можно и за кружкой пива.

…Впрочем, теперь думать не о чем: лучший друг физкультурников и спортсменов документ уже подмахнул.