Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Все делают это

Обозреватель «Новой газеты»

Ничто не предвещало ни беды, ни реакции на нее, но голкипер «Спартака» Стипе Плетикоса в самой концовке матча с «Локомотивом» обеспечил и то и другое. Корить хорватского вратаря за нелепую ошибку глупо, утешать поздно — что случилось, то случилось.

Но режиссер трансляции по доброте душевной поймал в этот момент крупный план главного тренера «Спартака» Владимира Федотова. Не надо было микрофонов — и по губам было понятно, что в сердцах произнес милейший Владимир Григорьевич. Хрестоматийное идиоматическое выражение с упоминанием «твоей матери» свидетельствовало о степени его разочарования происшедшим. Больше того, я уверен, что десятки или даже сотни тысяч поклонников «Спартака» могли в этот момент выразить свои чувства не менее сильно, чем спартаковский командир. Его вполне можно было понять. И я, грешный, бывало…

Одно оправдывает — я не публичный человек. А главный тренер — вот он, весь на виду у миллионной, почитай, аудитории. А публика не дура, она все видит.

А иногда даже и слышит, как было в недавнем случае с Павлом Погребняком, рядом с которым после игры совершенно некстати оказались микрофоны. Что у трезвого на уме, то у футболиста на языке. Но случай Погребняка, конечно, исключение, а правило — выдавать соответствующую реакцию прямо на поле. Дали по ноге — читайте по губам комментарий, свистнул не так судья — ловите реакцию. Все выражения известны, разнообразием они не отличаются, сурдопереводчик не требуется. Это давно уже норма, обыденность — «а че тут такого?».

Как в жизни — матом у нас не ругаются, матом у нас разговаривают, в том числе и с экрана телевизора. И не только в единичных случаях — «в целях достижения художественного результата», а просто поливом и добавочной проговоркой — все же можно, даже если нельзя.

Футбол — часть публичной общественной жизни, а не институт благородных девиц. Болельщики кроют почем зря футболистов и судей, футболисты срывают досаду, тренеры тоже не отстают, что-то идет прямо в эфир, и только комментаторы еще держатся. А что — может, узаконить ненормативную лексику, признать ее употребление возможным, а в иных случаях и необходимым? Не исключено, что доживем и до этого.

И все-таки… Может, стоит еще подождать. Не по таланту ругаемся, если исходить из уровня футбола. Не каждая ситуация требует исключительно «матовой» реакции — где-то можно себя и попридержать, особенно в публичном варианте. Даже если мы, телезрители, только видим, а не слышим. И, естественно, стыдливо не замечаем, словно этого не существует.

Вот интересно: может ли КДК хотя бы выразить некое порицание известному футбольному человеку за отсутствие культуры поведения? Позовите сурдопереводчика на заседание, подтвердить подлинность — не проблема. Впрочем, претензии можно предъявить и режиссеру телетрансляции — нечего так людей подставлять. А нам, сирым, нечего обнаруживать свою осведомленность.

Что касается Владимира Григорьевича Федотова, то он далеко не первый в ряду и просто «к туру» пришелся. Все делают это.

Что и есть самое печальное.