Мгновение в вечности

В спорте вчерашний день — уже история. За ушедшим мгновением гнаться бесполезно, все происходит здесь и сейчас, в том числе и эмоциональный отклик, как реакция самая чистая и ничем не омраченная. Все остальное вторично и в первозданном виде повториться не может, разве только отголоском. Но и заново пережитое бывает очень сильным, если воссоздается средствами искусства.

Об этом я думал, когда в прошедший уникальный по концентрации событий уикенд сиюминутному пришлось предпочесть реконструкцию. Уфа гуляла, отмечая историческую хоккейную победу, на футболе продолжали рушиться авторитеты, грунт в Лужниках не выдерживал напора теннисных страстей, в баскетболе мы одновременно теряли и приобретали — надо было только успевать отслеживать мгновенную смену декораций. А я в казанском отеле «Корстон» (в хорошей, надо сказать, компании) в качестве члена жюри первого международного фестиваля фильмов о хоккее «Золотой шлем» отсматривал ленту за лентой. Разорваться между прошлым и настоящим не было никакой возможности.

С фестивалем, получившим благословение президента ИИХФ Рене Фазеля, генеральный директор Николай Пороховник подгадал и под столетие Международной федерации хоккея, и под чемпионат мира среди юниоров. Вечное соприкасалось с сегодняшним, и не только с тем, к чему готовилась столица Татарстана. Я бы предпочел более спокойное время для знакомства с тем, как отражается хоккей в зеркале кинематографа и телевидения, однако для пробного шара момент был выбран удачный. Как и место — на звание одной их хоккейных столиц Казань может претендовать вне зависимости от сегодняшнего положения «Ак Барса», тем более что относительную неудачу любимцев город пережил, юниорский чемпионат воспринимал как подарок, а тут еще и феерический старт «Рубина» добавлял хозяевам положительных эмоций.

Фильмов было 45 (сорок пять). Совершенно невозможное количество. Фильмы — претенденты на награды сразу отправлялись в кинозал и шли нон-стоп с утра до вечера. Народ не ломился, но кто хотел — тот увидел. В российской части программы доминировала ностальгия, которая в большом количестве способна вызвать не только светлые чувства. Не обошлось и без сегодняшнего гламура в портретах наших заокеанских небожителей. Чехи смаковали свою историю и давали свою трактовку противостояния с советской школой. Кому вспоминать было особенно нечего, рассказывали про другой хоккей и по-разному (например, французы, удостоившиеся второго приза в номинации «Лучший документальный фильм» за ленту о параолимпийском хоккее).

Хоккей в судьбах людей, хоккей в его многообразных проявлениях и связях, хоккей как предмет художественного исследования — Татарстану, с одной стороны, определенно повезло, что он первым окунулся в эту волну (вслед за Казанью программа «Эхо фестиваля» пройдет и по всему региону), а с другой — где же еще было приземляться дебютному «Золотому шлему», как не в республике, которая ввела в строй 26-й ледовый комплекс?
Игровую ленту «Валерий Харламов. Дополнительное время» представлял легендарный Владимир Петров, впервые выступивший в роли генерального продюсера в игровом кино (в документальном он дал жизнь 16 лентам о хоккее и хоккеистах). Фильм Юрия Королева был центром, притягательной точкой, украшением фестиваля.

В воскресенье можно было возвращаться в день сегодняшний. О нем тоже что-то снимут. Но это уже для будущих фестивалей.