Сюжет для Голливуда

Как говаривал мой университетский преподаватель про того или иного писателя, «здесь он достиг шекспировских высот». К писательству Николай Васильевич отношения не имеет, но судьба его подобные сравнения выдерживает.

Во всяком случае, сюжет, кульминацией которого стал финал чемпионата России по волейболу среди женских команд, абсолютно шекспировский. Ну, на худой конец, голливудский — для них нет ничего лучше реальной истории, несущей в себе личную драму общечеловеческого масштаба. Да еще и с хеппи-эндом — самым что ни на есть реальным, между прочим! И выдумывать ничего не надо... Бери и снимай — народ и посмеется (способ общения Карполя с подопечными во время матчей в прямом эфире — зрелище, стоящее самого матча), и слезу уронит (ученицы предают, от сборной отстраняют), и возрадуется, потому что в финале будет непременный орден. Опять же реальный.

Наши киноспортивные драмы остались в советском прошлом, откуда Николай Васильевич Карполь, великий и ужасный, весь целиком. Время придет — и сюжет его жизни будет востребован обязательно.

В последние годы Карполя стало слишком много. Монополизировав женский волейбол, он эту монополию и поддерживал, и разрушал со страшной силой. Уральская волейбольная империя разрасталась беспредельно, клоны «Уралочки» несли в себе победные гены главной команды, звезды штамповались как на конвейере оборонного завода, главного конструктора хватало на все, и бился он много лет сам с собой. Сборная... Со сборной в новые времена было по-разному, в последние годы чего-то обязательно не хватало в решающий момент, но уровень свой она не теряла, неудачи, как правило, были трагически красивы (достаточно вспомнить финал Олимпиады-2004 в Афинах).

В конце концов и от него устали, и сам от себя он, кажется, устал (хотя никогда и никому в том не признался бы). Одно к одному — и долгое отсутствие внутренней конкуренции, и непростые отношения с взращенными им звездами, и неумолимое время, и конкретные обстоятельства того же самого времени. От него и раньше уходили, но в этом сезоне Карполь и вовсе остался у разбитого корыта. Сам собой отставленный, фактически списанный, поставивший точку на активной тренерской карьере. «Уралочку» в кои-то веки никто не боялся, уральская суперзвезда Катя Гамова оказалась в столичном «Динамо», на чемпионское звание могли претендовать пять-шесть клубов.

Карполь страшен, когда ему есть что доказывать. Может, этой мотивации 66-летнему «отставнику» и не хватало. Ему надо было еще раз хлопнуть дверью — и он хлопнул. Не знаю, как отразится этот успех «Уралочки» (двадцатый подряд с учетом советских времен!) на общем состоянии дел в российском женском волейболе, но красоту сюжета нельзя не оценить.

В очень давние годы учились на нашем факультете две девушки из «Уралочки». Ничего особенного, не из первой линии — похоже, были просто пристроены на журфак. Но помню, что на нас смотрели... с неким сожалением. Будто знали нечто большее, чем мы, и так просто жизнь не прожигали.

Может, в этом что-то было.