Как воспитать предателя

Константин Новиков о двойных стандартах разведки

В 2009 году на экраны вышел фильм «Аватар» Джеймса Кэмерона, который заработал в прокате почти $2,8 млрд. В Северной Америке было продано 75 млн билетов. Сколько человек посмотрели фильм по всему миру — ответить сложно, но, похоже, тех, кто его видел, больше, чем тех, кто не видел.

Критика фильма была крайне доброжелательной. Оценки зрителей колебались в широком диапазоне, от «восхитительно» до «потрясающе». Главный герой, морпех, ветеран, да еще и калека, спасает планету, побеждает плохих парней и, мало того что толерантно женится на расово чуждой барышне, так еще и сам меняет свое некомплектное тело на инопланетное. Успех фильма в России подсвечен постмодернистским контрапунктом из фильма «Цирк» 1936 года, где простой советский человек в финальной сцене говорит: «В нашей стране любят всех детей! Рожайте на здоровье — черненьких, беленьких, красненьких, да хоть голубых!» Кэмерон вот родил голубых, и в нашей стране их, конечно же, полюбили.

В восторженном хоре полностью затерялись нудные голоса мизантропов и социопатов, обративших внимание на очень важную деталь. Этот самый главный герой по факту обыкновенный изменник и дезертир, который, заметьте, не просто предает, а затем убивает своего командира, но еще и похищает дорогущий инструмент под названием «Аватар» и обращает его против своих бывших сослуживцев.

Незадолго до своей героической смерти бывший командир — классический воин и настоящий солдат — задает предателю Салли, пожалуй, главный вопрос фильма: «Каково это — предать свою родину?»

Кстати, есть еще момент, оставленный создателями фильма в стороне. На него обратил внимание в своей повести фантаст Сергей Лукьяненко. Есть предательство человека, которое плохо само по себе, есть предательство родины, которое уже очень, совсем плохо. А есть предательство своего биологического вида, своей планеты, которое, в классификации автора «Ночного дозора», до такой степени «вне категорий», что против него даже не продумывают защиту. Потому что это как бы невозможно. Но славный Джейк Салли, похоже, ломает и этот еще не сложившийся стереотип. Предавать, так по-крупному.

Эдвард Сноуден, без сомнения, смотрел фильм «Аватар». Его восприятие мира, конечно же, было сформировано гораздо раньше, но, похоже, в той же парадигме.

Предательство возможно и допустимо, если оформить его как мучительный нравственный выбор. Тогда оно как бы перестает быть предательством и становится искренним покаянием, которое выше уставов, присяги, родины и всего остального.

Нет, разумеется, Сноуден — это хелфайр мировой гласности, попавший в самое сердце тьмы. Крылатая ракета антиглобализма, рвущая в клочья нити и связи, которые долгие годы тщательно сплетала спецслужбистская штатовская закулиса. Мы не будем думать о том, что минус сто очков ЦРУ автоматически дают по плюс пятьдесят ГРУ, МИ-6, Моссаду, китайскому МГБ и прочим игрокам мирового разведрынка. И что за словами об открытости общества и праве человека на конфиденциальность спрятался суровый факт: разведки по-прежнему пронизывают все сферы жизни всех стран. И максимум того, что могут сделать предатели, — чуть-чуть изменить расстановку сил на этом поле. Полностью перепахать его эдвардами сноуденами и засеять безвредной спаржей не получится совершенно точно.

Но про это мы думать не будем, потому что такие размышления обесценивают подвиг американского разведчика. Кстати, аналогичный «подвиг» российского предателя Владимира Резуна, позже явившегося миру под псевдонимом Виктора Суворова, заслужил самую суровую оценку российских властей. Например, от заслуженного факелоносца РФ Владимира Мединского.

Страшно предположить, что может случиться с духовной скрепой, если ее гнуть туда-сюда: Сноуден — хорошо, Резун — плохо.

Канцелярские скрепы в таких случаях ломаются. А с таким отношением к духовным скрепам из телевизионного инкубатора вылупляется поколение, легко оправдывающее чужое и свое собственное предательство. Солдаты измены — прекрасный фундамент жизни будущего века. Аминь.