Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Искусственно раздутый народ

Пока околокремлевские политтехнологи зарабатывают себе на булку с маслом и красной икрой экзерсисами на тему «оранжевых революций» и «суверенных демократий», в России, если верить социологам, отсутствует базовый элемент государственности.

Российский народ не хочет быть народом, а без народа даже при пожизненном президенте с рейтингом 88 или 99 процентов реального государства не бывает.

Бывает Туркмения или КНДР, если Россию это устраивает.

На вполне невинном «круглом столе» в до мозга костей государственническом агентстве «Новости», в сущности, был подписан приговор нынешнему российскому государству, хотя участники всего лишь попытались доказать преувеличенность беспокойства по поводу роста в стране ксенофобских настроений. Руководитель социального отдела Института общественного проектирования Михаил Тарусин, представляя последнее исследование своего заведения, сказал: «Когда мы в средствах массовой информации слышим о раздувании ксенофобии и шовинизма — это искусственно раздутые проблемы, не занимающие в сознании населения столько места, сколько они занимают в медиапространстве». По словам социолога, когда 15 тысяч респондентов спросили, какая из внутренних проблем вашего региона беспокоит вас больше всего, оказалось, что межнациональные конфликты находятся на одном из последних мест. «Обострением межнациональных конфликтов» обеспокоены только 2,8% всего населения, 2,6% «воцерковленных православных» и 6,5% мусульман.

Самыми значимыми проблемами участники опроса назвали обнищание населения (так ответили более 20%), рост преступности (около 20%), угрозу безработицы, терроризма, а также вопросы образования, медицины, ЖКХ и коррупцию. Тут, правда, выводы социологов легко оспорить. Потому что, если спросить у тех же самых людей, кто виноват в обнищании населения и росте преступности, в ответах значительной части респондентов, без сомнения, зазвучат «этнические мотивы». Опять же тот факт, что конкретная проблема не вызывает беспокойства у большинства людей, вовсе не означает отсутствия этой проблемы или ее низкой угрозы для страны. Большинство очень часто ошибается.

Но рассуждения о «раздувании СМИ» угрозы ксенофобии - полбеды. Беда была подспудно проговорена другим участником «круглого стола» - ответственным редактором «Церковного вестника» Сергеем Чапниным. Он сообщил, что, по итогам исследования, проведенного в октябре при помощи специалистов социологического факультета МГУ среди семи тысяч респондентов, более 60 процентов экономически активных граждан считают неактуальной «проблему единства нации». При этом 66 процентов опрошенных заявили, что основа этого единства — духовно-нравственные ценности. Мне тоже кажется, что нормальный человек больше должен думать о своих близких и, не побоюсь этого слова, о себе, а не об абстрактном единстве нации. Однако экономические активные граждане тем и отличаются от экономически пассивных, что строят ту страну, где проявляют эту активность. Являются костяком, ядром нации. Конечно, можно трактовать результаты опроса и так: подавляющее большинство того самого ядра народа просто полагает, что нация уже едина и проблемы просто не существует. Но в таком случае это чистое заблуждение, входящее в противоречие с очевидными, не зависящими от опросов и трактовок фактами.

России за 15 лет ее существования в новой государственной оболочке не удалось создать ни одной сколько-нибудь прочной партии, покоящейся на реально разделяемых населением «духовно-нравственных ценностях»

(помните, их 66 процентов назвали основой единства нации). Россияне вроде как не любят Америку, но охотно ходят на американские фильмы. Телевидение перемежает великодержавно-патриотические пропагандистские новости с развлекательными «проектами» (теперь всё у нас проект) и сериалами, заимствованными у ненавистного Запада. Все, кто только может, включая экономическую и политическую элиту, стараются покупать за рубежом недвижимость и переводить туда личные сбережения.

Советский народ, по крайней мере де-юре, умер, а российский, по крайней мере де-факто, не появился.

Пока народ беспокоит обнищание и рост преступности, национальная политическая элита под песни о суверенной демократии и бесконечные телесериалы тупо проедает сырьевые ресурсы, которыми владеет в частном порядке или под маркой госсобственности. Мне кажется, всего этого достаточно, чтобы не считать угрозу окончательного размывания исторической нации в России надуманной или раздутой. Я прожженный индивидуалист, но даже мне горько сознавать, что люди, живущие в России, никак не могут устроить свою жизнь таким образом, чтобы на основе гармоничной реализации своих личных желаний сделать эту невероятно богатую страну процветающей. А ведь жизнь человека в стране как в доме и в доме как в стране есть главный признак того, что народ существует.